Потап* посещал лечебницу с ноября 2015 года по март 2016 года.
Родные обратились в Алчевскую духовную лечебницу по настоянию директора школы, в которую был принят ребенок. По мнению родных, проблемы у ребенка имеются только с поведением. В мед.учреждении ребенок обследование не проходил. Официального диагноза нет.
При наблюдении за ребенком выявлены аутичные признаки:
-недостаточность коммуникативного использования речи;
-недостаточность зрительного контакта; взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная.
-поведение определяет импульсивность (первые занятия забегал в кабинет и бегал по кругу, бессмысленно хватая по пути предметы).
-внимание неустойчиво.
Результаты диагностики:
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Испытывает большие трудности при вырезании картинки. С трудом и без желания пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. С удовольствием собирает пазлы, любит конструктор «Лего». С трудом воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры при помощи взрослого.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Не использует в речи синонимы, антонимы. Умеет писать печатные буквы алфавита. Не определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, не определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Не определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов. Не рассказывает стихотворения, не пересказывает небольшие рассказы. Ответы на задаваемые вопросы односложные. В диалог не вступает. Может назвать и показать практически все окружающие его предметы, но связи между ними не видит. Мелодика речи нарушена, громкость голоса постоянно меняется.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. С помощью взрослого умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Не выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Знает названия геометрических фигур.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Но не дает им описание.
Память: хорошая механическая память;
Внимание очень неустойчивое. Не может сосредоточиться на выполнении одного задания больше минуты.
Мышление: умеет классифицировать предметы, но не называет сходства и различия между предметами и явлениями. Знает названия цветов.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:
Имеет некоторое представления о природе — о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Ребенок ознакомлен с некоторыми профессиями людей; видами спорта.
Внутренняя позиция школьника не сформирована. Нет субординации со взрослыми. Личностная и интеллектуальная готовность к школе на низком уровне.
Произвольность поведения не сформирована.
Коррекционная работа в таком возрасте уже осложнена необходимостью преодоления существующего жизненного опыта ребенка, закрепленных неадекватных моделей поведения и стереотипов. Много времени проводит в интернете.
Ребенку показаны индивидуальные занятия.
Цели занятий:
Основная цель: — преодоление негативизма при общении и установлении контакта у аутичного ребенка;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми, т.е. развитие социальных навыков;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
Результативность занятий:
На первых занятиях ставилась цель – установление контакта с ребенком, приучение его к новому месту и незнакомому взрослому-психологу. Установление атмосферы доверия и безопасности.
Контакт устанавливался через сенсорные игры. В момент получения сенсорных ощущений ребенок испытывал удовольствие, которое проявлялось в поведении и целеустремленности (при попытке переключить внимание на что-либо другое, он настаивал на продолжении этого понравившегося занятия, если попытаться запретить — то бурно выражал протест).
Были проведены коррекционно-развивающие занятия: с красками, пластилином, со звуками. Наиболее положительную реакцию вызвали игры с пластилином. Ребенок с удовольствием лепил героев любимых им мультфильмов, при этом вступая в контакт.
В коррекционной работе были применены следующие методики арт-терапии: песочная терапия, игровая терапия, арт-терапия, музыкотерапия (классика для детей, звуки природы) — используется как фон, игры с конструктором, развитие тактильных ощущений (занятие для пальчиков на специальном тренажере, пальчиковая гимнастика, поглаживания и т.д.) Занятия проходят в специально оборудованной игровой комнате, индивидуально. Игрушки подобраны специально для терапии: кукольные домики, различные куклы, машинки, стол для игры с песком, игрушечные животные, конструкторы и т.д.
Очень хотелось бы отметить пользу песочной терапии. Песочная терапия представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. Песочная терапия помогает найти выход из разных ситуаций, поскольку это игра с символами. Песочная терапия помогает ребенку страдающему аутизмом рассказать окружающим о своих страхах и мыслях.
На первых занятиях с песком, Потап молча, пересыпал песок, трогал руками, постепенно начали появляться игрушки: стаканчик, лопатка, домик, потом машины. Во время занятий с песком психолог рассказывал ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло песка. Когда я шевелю пальцами, я чувствую маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»
Были предложены следующие задания для ребенка:
- пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
- оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней,
- создать узоры и рисунки- солнышко, бабочка, буква А или целое слово…;
- «пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка;
- разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы
- Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам
- Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
- Выложить фишками геометрическую фигуру.
- Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
Упражнения, направленны на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Итог:
Потап, заходя в кабинет начал здороваться, обращается к педагогу по имени отчеству. Поведение стало более произвольным. Перестал бегать по кабинету, выполняет инструкции. На занятия приходит с выполненными домашними заданиями. Собирает пазлы. Запомнил в школе несколько имен детей — одноклассников, называет их. Помнит и говорит, если кто-то из детей чем-то угостил, что-то дал. Начал обращаться с простыми вопросами (что это?). При занятиях лепкой, играми в песке может достаточно долго сосредоточить внимание на том, что делает. В первой половине занятия, с неохотой, но выполняет задания психолога, а вторая половина занята деятельностью, которую предпочитает ребенок, так как очень важно то, в каком настроении и состоянии он выходит после занятий.
Коррекция осложняется тем, что ребенка нерегулярно родители приводят на занятия, в связи с личными семейными проблемами.
После пропуска занятий бывает сложно вызвать даже пассивное непроизвольное внимание: это удается сделать, применяя лишь сильные, действующие продолжительное время раздражители – яркий звучащий предмет, громкий звук. Иногда внимание ребенка может привлечь ненадолго самый незначительный раздражитель: стук, шорох, свет.
Рекомендации: требуется дальнейшая коррекция социальных навыков поведения, развитие коммуникативных навыков, развитие внимания, памяти, восприятия, мышления. Работа осложняется социально-трудной ситуацией в семье (ребенок в основном находится на воспитании у бабушки с дедушкой) и нежелание близких признавать наличие проблем и тем более брать на себя ответственность по их решению.
*Имя ребенка изменено в интересах конфиденциальности
Сидорова Инна, психолог Алчевской духовной лечебницы