Нарушение речевого механизма влечет за собой изменения во всей структуре личности, потому, в Алчевской духовной лечебнице этому вопросу уделяют существенное внимание.
Практическая деятельность логопедов Алчевской лечебницы содержит множество коррекционных игровых методик, в которые входят психо-гимнастические упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания и просодии, ритмизированные упражнения в сочетании с движением и т.п.
Перенос реальности в игру, а затем перенос игры в реальность позволяют ребенку вжиться в игровую роль и менять свое поведение в зависимости от ситуации, ориентироваться в поведении партнеров, гибко использовать как средства вербального, так и невербального общения, значительно расширить словарь.
Например: в период речевого ограничения в ролевой игре «Семья» создается ситуация – старая бабушка плохо слышит, потому обращаемся к бабушке с просьбой при помощи жестовой речи, движений, мимики.
В период сопряженной речи проводится игра «Прогулка в парке», где цель игрового взаимодействия – воспитание сопряженного произношения, развития речевого дыхания, активизация словаря по теме «Деревья».
В период отраженной речи в игре «Магазин цветов» используется ситуация приобретения цветов в подарок маме. Отраженное проговаривание в ролевом диалоге, формы вежливого обращения к продавцу. Цель: развитие плавности речи, пополнение словаря детей по лексической теме «Цветущие растения».
При вопросной ответной речи в игре «Автобус» применяется ситуация общения с кассиром: покупка билета и контроль его.
В конкретной ситуации общения, переживая знакомые события на занятиях в лечебнице, ребенок самостоятельно решает проблемную ситуацию в игре, совершенствуя плавность голосоподачи и речевого дыхания, воспитывая самостоятельность в речевом общении.
Таким образом, применение игры в коррекционной работе логопедов Алчевской духовной лечебницы – эффективное средство, которое позволяет ребенку научиться преодолевать психологические трудности в общении и развивать речь. Приобретая опыт речевого взаимодействия в ролевой игре, ребенок переносит его в реальную жизнь, что позволяет ему успешно социализироваться.
Лариса Смолякова, логопед АДЛ