Коррекционно-развивающие занятия в Алчевской духовной лечебнице посещает несколько деток с диагнозом ДЦП, и в их числе мальчик Марк*. Ребенок самостоятельно не ходит, только с поддержкой за обе руки, при этом ноги ставит на носок и перекрестно (амплитуда движений в суставах ограничена), стоит держась двумя руками за опору. Нарушена мелкая моторика пальцев и кистей рук.
В течение реабилитационного периода в лечебнице мальчик выполнял индивидуально подобранный комплекс упражнений. Лечение ДЦП длительное и направлено на обучение движению, на восстановление нарушенных функций, что достигается неутомимым трудом родителей и ребёнка совместно со специалистами Алчевской духовной лечебницы. Поэтому огромное значение в процессе реабилитации играет семья, которая терпеливо и старательно изо дня в день, из недели в неделю помогает ребёнку вырабатывать необходимые для полноценной жизнедеятельности навыки и умения.
Цель занятий с Марком: Выработать — координацию движений, сохранение равновесия, обучение ходьбе, развить — подвижность позвоночника и суставов, моторику. Освоить достаточно глубокий вдох ( дети с ДЦП зачастую не могут глубоко вдохнуть).
Результаты нашего совместного упорного, ежедневного труда уже принесли свои плоды! У ребенка увеличилась амплитуда подвижности суставов, окрепли мышцы спины, пресса. При ходьбе Марк ставит ноги более ровно, стопа полностью касается пола. Несколько секунд у мальчика получается стоять, держась только одной рукой за мамину руку. С трудом, но встает на ноги с положения, лежа на животе, опираясь на край сухого бассейна. Научился поднимать и перекладывать мелкие предметы.
Для навыка самостоятельной ходьбы, координации движения, Марк ходит в медленном темпе по беговой дорожке 5-7 минут. При этом контролируется правильная постановка стопы. Вырабатывается мышечная память.
Для развития мелкой моторики выполняется пальчиковая гимнастика, упражнения с мячем-ёжиком. Рекомендовано перекладывание мелких предметов (пуговицы, бусы, фасоль и т.д.)
Методика ЛФК при ДЦП основана на принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.
Перед семьёй поставлены долгосрочные цели. Мелкими, но уверенными шагами мы помогаем их достигать!
Примеры упражнений для коррекции дыхания:
И.п. при выполнении упражнения — лежа на спине, с постепенным переходом к положению сидя и стоя.
Сделать глубокий вдох носом и выдох ртом с произношением шипящего или свистящего звука (щ,с).
Для улучшения дыхательных функций учим ребенка на выдохе произносить звуки с разной громкостью, свистеть в свисток.
Раскинув руки ребёнка в стороны, помогаем ему делать вдох носом, затем, обняв себя крепко за плечи делать выдох, как бы выдавливая из себя воздух.
Примеры упражнений для развития подвижности суставов и позвоночника:
И. п.— лежа на спине. Пассивная гимнастика для стоп.
И.п. – лежа на спине, одну ногу ребенка удерживаем в положении разгибания, другую постепенно сгибаем в тазобедренном и коленном суставах. Бедро, по возможности, приводим к животу, после чего медленно отводим.
И. п.— лежа на спине. Согнуть колено, затем аккуратно максимально разогнуть его.
И. п – лежа на спине. Согнув ноги в коленях, стопы на полу, выполняем покачивание из стороны в сторону, стараемся коснуться коленями пола.
И.П. – лежа на животе. Сгибаем ноги, касаясь пятками ягодиц, затем возвращаемся в и.п.
И.п. – лежа на животе. Ладони под плечами. Отталкиваясь от пола руками, разгибаем руки в локтях, при этом таз остается на полу.Голова запрокинута назад, ноги и ступни вместе. Дыхание медленное и глубокое. На протяжении всего позвоночника повышается тонус мышц, связок, улучшается функция нервных стволов и кровеносных сосудов.
И.п. – лежа на животе. Руки вытянуть перед собой вниз ладонями. Поднимаем поочередно руки, не отрывая груди от пола.
Примеры упражнений для укрепления мышц корсета и пресса:
И. п.— лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Держа ребенка за руки, помогаем принять положение сидя.
И.п. — лежа на спине. Делать вдохи и выдохи со втягиванием живота на выдохе.
И.п.— лежа на спине, руки прижаты к туловищу.При помощи махового движения ноги он должен сделать попытку повернуться со спины на живот и обратно без помощи рук.
Упражнения на растяжку.
И.п. — сидя на полу. Ноги вытянуть вперед так, чтобы тело располагалось под прямым углом. Вытянуть руки перед собой (параллельно опоре), сделать вдох. На выдохе согнуть тело вперед так, чтобы ладони коснулись пальцев ног.
И.п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Разводим колени в разные стороны, слегка надавливая ( упр. «бабочка»).
И.п. — лежа на спине, ноги вместе. Поднять прямые ноги над головой, колени не сгибать, руки лежат на полу. Медленно вернуться в исходное положение.
Упражнение полезно не только для позвоночника, спинного мозга, всех спинно-мозговых нервов, но также и для мышц рук, и ног.
Выполнять упражнения в сухом бассейне: ходьба с поддержкой, плаванье ( работают руки и ноги).
*Имя ребенка изменено в интересах конфиденциальности
Екатерина, волонтёр-реабилитолог Алчевской духовной лечебницы