Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности ребенка в обществе, поэтому основной задачей логопеда является коррекция устной речи.
Коррекционно-развивающая работа в Алчевской духовной лечебнице ведется на основе результатов обследования, позволяющих выяснить характер речевой деятельности и индивидуальных возможностей детей. Логопед лечебницы проводит индивидуальную работу с каждым ребенком.
Примеры результативности:
1) Артур*– занятие начинается с логопедического массажа, дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики. Ребенок усвоил представление об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Расширен словарь Артура по теме «Осень»: осень, погода, лист, дерево, идти, дуть, теплый, солнце, дождь. Новые слова, состоящие из двух слогов Артемий проговаривает тихим голосом. По методике Е. Железновой проводится разминка «У Жирафа» (движения повторяет с удовольствием, уверенно). Ребенок закрепил основные цвета по временам года (осень, зима, весна, лето). По методике Т.Н. Новиковой – Иванцовой «От слова к фразе» (книга 1) усвоение материала проходит медленно.
2) Никита – проводится дыхательная гимнастика в игровой форме. Ребенок закрепил умение различать красный и синий цвета среди других. По методике Т.Н. Новиковой – Иванцовой при прослушивании мелодии и пении гласных ведет себя агрессивно.
3) Ника – занятие начинается с дыхательной и артикуляционной гимнастик. Легко усваивает игры на развитие мелкой моторики («Божья коровка», «Осеннее дерево», «Цветочная поляна»). Усвоена тема «Осень. Признаки осени. Деревья». По методике Т.В.Семеновой даны понятия: один-много, высокий — низкий; освоен счет до трех. По методике Т.Н.Новиковой – Иванцовой «От слова к фразе» (книга 3) ребенок по примеру логопеда составляет предложение из трех слов.
4) Анастасия – применяется методика Т.Н. Новиковой – Иванцовой пение гласных «а», «о», «у», «и».
5) Филипп — занятие начинается с логопедического массажа, дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики. По методике Т.Н.Новиковой – Иванцовой пение гласных «а», «о», «у», «и».
6) Ярослав – применяется методика Т.Н. Новиковой – Иванцовой пение гласных «а», «о», «у», «и».
На занятиях используются дидактические игры для развития и обогащения словарного запаса детей, развития мелкой моторики, ознакомления с окружающим миром.
Проводится логопедический массаж, который является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, а также дыхательная и артикуляционная гимнастики.
Используются упражнения по преодолению неловкости общей и мелкой моторики в виде логоритмики (методика Е. Железновой), пальчиковой гимнастики.
Коррекционная деятельность строится на основе программы Н.В. Нищевой, методик Т.Н. Новиковой – Иванцовой, Т.В.Семенова «Математика».
Победа над речевыми дефектами возможна, несомненно, только усилием всех участников процесса коррекционного обучения и значимую роль в этом процессе играют родители, в связи с чем, в Алчевской духовной лечебнице налажена консультационная работа.
*Все имена изменены в интересах конфиденциальности
Директор лечебницы, Анастасия Тертышная