Семья особого ребенка это целостный, социальный организм, родная среда, способная обеспечить условия оптимального духовно-нравственного и психолого-педагогического развития ребёнка.
Актуальность создания Родительского клуба:
Своевременно оказанная психологическая и духовная помощь семьям, воспитывающим особых детей, является важным профилактическим средством, позволяющим сохранить гармоничную целостность семьи, избежать появления глубоких нарушений в детско-родительских отношениях и иных асоциальных последствий.
Чувство ущербности, вины, переживания из-за рождения ребенка с ограниченными возможностями, связанные с его развитием, обучением, будущим, почти всегда преследует родителей. Известно, что такая длительная, психотравмирующая ситуация оказывает негативное воздействие на психику родителей, имеющих разные адаптационные возможности, и не редко опосредовано искажает полное принятие ими уникальной, по-особому неповторимой личности ребёнка. Исходя из этого, мы посчитали правильным, наравне с организацией консультаций родителей специалистами по запросу, создать Родительский клуб при Алчевской духовной лечебнице.
Приведённый ниже материал построен на обобщении скромного опыта работы Родительского клуба в Алчевской духовной лечебнице с сентября 2015 по декабрь 2015 года.
Условия, необходимые для создания Родительского клуба:
Важным преимуществом в выборе помещения для клуба является его просторность, эстетическое оформление, наличие удобных стульев, круглого раздвижного стола, зеркала, цветов, возможности для организаций семейных праздников и чаепитий. Это создаст дополнительные возможности для эффективной работы и доверительной обстановки. Идеально, когда помещение клуба находится в духовно-просветительском или реабилитационном центре, где проводятся занятия с особыми детьми, и который окормляется православными священниками. Желательно привлекать к работе клуба узких специалистов: психолога, дефектолога, юриста, социального педагога, волонтёров.
Создание в Родительском клубе особых условий (связь с традиционными православными духовными и культурными ценностями, методическая универсальность, возможность проведения реабилитационных мероприятий для целых семей, проведение встреч в особой дружественной среде, комплексность подхода в организации помощи родителям, работа опытных специалистов) сделают поддержку родителей очень эффективной.
Цель создания Родительского клуба:
Повышение духовно-нравственного, психолого-педагогического и социально-коммуникативного уровня родителей в вопросах воспитания и развития особых детей, адаптационных и ресурсных возможностей самих родителей. Привлечение семьи к сотрудничеству с коллективом специалистов, помогающих их детям, а также с православным священником или духовником.
Задачи Родительского клуба:
- Усвоение семьёй жизненных ориентиров, основанных на традиционных православных ценностях;
- совершенствование взаимоотношений с особым ребёнком, полное и безоценочное принятие его особой личности, уникальности его внутреннего мира;
- коррекция нарушенного психологического состояния самих родителей (тревоги, ожидания жизненного неуспеха своего ребенка, состояний, связанных с пониманием себя как родителя виновного в инвалидности ребёнка, неосознанное подавление личности ребенка и т.п.);
- развитие внутриличностных ресурсов, способности к творческому самовыражению и к «обратной связи»;
- приобретение нового опыта, дружеского участия и взаимной поддержки.
«Обратная связь» в групповой работе позволяет каждой матери, получать сообщения о том, что в ее поведении вызывает одобрение, а что — негативную реакцию. Для отца наиболее существенным становится определение реальных перспектив ребенка и собственных возможностей оказания ему помощи.
Восприятие матери в результате занятий в Родительском клубе можно озвучить следующим образом: «Я счастлива оттого, что у меня есть ребенок, я люблю своего особого ребёнка, а он любит меня и мы в Божией любви, с Богом, в Его великом Промысле». Те же процессы происходят и у отца особого ребёнка, в котором развивается потребность стать защитой и опорой своему ребёнку.
Задачи психологической службы Родительского клуба:
- оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям в решении проблем воспитания и развития ребенка;
- помощь в решении духовно-психологических проблем семьи, в приобщении к таинствам Церкви (причастие, молебны, паломнические поездки);
- активизация педагогических умений родителей, поддержание их уверенности в собственных возможностях, преодоление фрустрации;
- выявление и транслирование родителям положительной динамики в работе с их детьми;
- способствование установлению доверительных отношений между родителями и социумом;
- развитие адекватного восприятия родителями своего особого ребенка и переход от установки на инвалидность к понятию «особое развитие и особый подход»;
- поддержание положительного микроклимата в семье, развитие творческих способностей, позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
- оказание психологической помощи в социализации семьи особого ребёнка и совершенствовании коммуникативных форм поведения.
Возможные методы психологической службы Родительского клуба:
- рациональная и экзистенциальная психотерапия,
- групповая психотерапия с использованием гештальт-техник, элементов символдрамы, психодрамы и сказкодрамы,
- плейбек-театр,
- социально-психологический тренинг,
- терапия с использованием элементов монодрамы,
- сочетание арт-терапевтических техник (терапия изобразительным искусством, куклотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия),
- позитивная психотерапия.
Принципы работы Родительского клуба:
1.Принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи.
Принцип комплексности вытекает из понимания личности как неделимой целостности, состоящей из телесного, душевного и духовного уровней.
2. Принцип гуманистической направленности психологической помощи и чуткого отношения к семье.
Этот принцип основан на признании самоценности личности особого ребенка и создании условий для его гармоничного развития.
3. Принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога или ведущего клуба.
4. Принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих особых детей.
В процессе взаимодействия с группой и специалистами клуба родитель постоянно обращается к тем или иным качествам, свойствам, сторонам личности, что позволяет мобилизовать и интегрировать их.
5. Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.
Этот принцип ориентирует работу клуба на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.
6. Принцип оказания личностно — ориентированной помощи и выстраивание жизненной активности в соответствии с новыми позициями.
С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка и членов его семьи.
7. Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с особым ребенком.
С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность, общая культура родителей и укрепление адаптационных механизмов семьи.
8. Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.
Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.
9. Принцип сочетания индивидуальной и групповой форм работы.
Этот принцип позволяет взять лучшее от групповых и индивидуальных техник с целью поддержания определенной динамики процесса. Главное достоинство групповой поддержки: создание общего поля поиска ответов и решений, наличие обратной связи и множества взглядов на проблему, возможность переключиться с собственных переживаний на другого человека, чувство локтя и востребованности группой. Чрезвычайно важно также то, что в группе человек вовлекается в систему аутентичных отношений, которых ему может не хватать в обычной жизни.
Индивидуальные формы работы позволяют осуществлять более глубокую проработку переживаний, получить особую поддержку специалистов.
Ожидаемые результаты работы Родительского клуба:
- улучшение развития духовно-нравственного и социально-психологического уровня жизни семьи;
- принятие и понимание личности воспитуемого в семье особого ребенка, укрепление внутрисемейных связей;
- приобретение социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
- улучшение качества детско-родительских отношений;
- сохранение и развитие семейных ценностей и традиций;
- знание законов правильного выстраивание взаимоотношений «муж-жена-ребенок», изучение и развитие своих культурных традиций;
- снижение психоэмоционального напряжения, формирование позитивного будущего ребенка и семьи в целом (здоровая семья — здоровое общество).
Елизавета Дьяченко, психолог и руководитель
Алчевской духовной лечебницы,
Светлана Воропай, психолог Родительского клуба при БФ «АДЛ»