Цитатник, составленный по проповедям праведного старца схиархимандрита Кирилла (Михличенко).
Как же братья и сестры могло получиться, что человек только что прощенный, обрадованный, как он мог сделаться таким жестоким? Неужели, слушая просьбу своего товарища лишь только об отсрочке долга, он не мог вспомнить своих горестных чувств и недавних переживаний? Неужели, братья и сестры, может быть человеческое сердце таким жестоким? Человеческое сердце может быть просто окаменевшим так же, как и в этом случае, человек теряет способность к прощению обид, тем более прощать искренно. А по Евангельскому учению, человек, который лишь только имеет обиду на другого человека, он не только не имеет права в храме Божием причащаться Святых Христовых Таин, даже вопрос ставится о его присутствии в самом храме. Господь сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
И в сегодняшней притче мы с вами должны уразуметь вот что. Милосердный царь, который простил долг рабу, – это есть Царь, Отец наш Небесный. Он милосерден и долготерпелив, а поэтому наша молитва, наш голос, наша милостыня и другие добрые дела не будут угодны Богу, если будем держать неприязнь к другому человеку. И наоборот, Бог к нам будет милостив тогда, если мы с вами даже помалу помолимся, мало сделаем других добрых дел, но когда мы будем забывать обиды и оскорбления. Когда Бог нас с вами прощает, то прощает навсегда. Он забывает о наших грехах, будто бы никогда перед Ним не согрешали. Бог любит нас так, будто мы всегда делаем
только добро.
Значит и мы с вами должны прощать друг друга. Мы не должны помнить злобы, мы должны забывать все прошлое, так, якобы люди всегда нам делали не зло, а добро. Поступать так – очень тяжело, а ответить на зло добром еще тяжелее. Нужно помнить, что чем больше труда, тем больше чести, тем больше и награда, а ведь награда нам с вами обещается немалая. Сам Господь Иисус Христос сказал, что Царствие Небесное силою берется, значит, наследуют Царствие Божие только те, кто прилагает усилие.
***
12 мая Святая Церковь чтит память преподобного Епифания. Когда Епифаний, будущий архиепископ Кипрский ходил по пустыне, то он встретил шайку сарацинских разбойников, которые начали глумиться, издеваться над Епифанием. А предводитель шайки, урожденный одноглазым, выхватил меч и хотел отрубить голову святому Епифанию, но лишь только он обнажил меч, Епифаний помолился и второй глаз этого человека открылся, и он явно начал им видеть. От такой радости разбойник бросил свой меч к ногам Епифания, благодарил его. Все, видя явное чудо, свои ругательства против Епифания сменили на любовь и ласку, сказав ему: будь нашим хранителем, сопутствуй нам и оберегай нас. Три месяца святой Епифаний ходил по пустыне вместе с разбойниками, научая их благодатной жизни, а исцеленный Епифанием разбойник впоследствии стал его учеником, он первым описал чудотворения и жизнь святого Епифания. Таким образом, братья и сестры, поступим мы с вами по словам апостола Павла, который говорит: «будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
***
У евангелиста Луки в шестой главе тридцать пятого стиха мы слышали с вами следующие слова: «Любите врагов ваших, благотворите им; взаймы давайте, не ожидая обратной отдачи». Как мы с вами, братья и сестры, должны понимать слова о любви к нашим врагам?
Мы должны с вами молиться о наших врагах, мы должны с вами говорить о них только с хорошей стороны, мы должны с ними обходиться мягко и ласково. Мы должны врагам нашим делать только добро. Мы с вами должны охранять врагов наших от опасностей. Мы должны помогать нашим врагам в их нуждах. Но полностью понять вопрос сегодняшней евангельской заповеди о любви к нашим врагам мы сможем только тогда, когда перед нами будет явный образец. Имея такой образец, мы этот вопрос можем рассматривать со всех сторон.
Такой образ нам рисует священник Григорий Дьяченко в книге «Церковная симфония для священника». Иерей Григорий Дьяченко говорит, что один христианин в Африке был продан в рабство. Из Африки он был привезен на один из Индийских островов для работы. Но этот христианин настолько вел себя хорошо, что хозяин поставил его управляющим своего хозяйства. Однажды хозяин возымел желание купить для своей плантации двадцать невольников, и он поручил это христианину – управляющему. Христианин, на рынке отбирая невольников, среди них увидел бедного, старого, совсем изнеможденного человека, который не был способен ни к какому труду. Управляющий как-то особенно отобрал этого человека себе. Хозяин был удивлен таким выбором управляющего и не хотел покупать человека, неспособного ни к какому труду, но управляющий, долго и долго упрашивал хозяина купить этого человека. Хозяин согласился. Когда всех невольников отослали на работу, то хозяин начал замечать, что управляющий по особенному относится к этому больному, изнеможденному человеку. Во-первых, он взял его в свое жилище, положил его на свою постель, кормил его от своего стола. Когда было сыро, холодно, он выводил его на солнце греться, когда было очень жарко, он сажал его под тень дерева. Хозяин подумал, что управляющий встретил какого-то своего родственника и спрашивает у него: «Скажи, пожалуйста, кто этот старик тебе? Не отец ли он тебе?»
– Да нет, хозяин, он мне не отец.
– Но, может, он брат тебе?
– Да нет, хозяин, он мне не брат.
– Но, может быть, родственник?
– Да нет, хозяин, я не только с ним не состою в родстве, но даже и в дружбе.
– Так почему же ты так относишься к этому человеку?
– Хозяин, да он враг мой, это он меня в Африке продал тебе, а Священное Писание говорит: «Если враг мой голоден, я его должен накормить, если враг мой жаждет, я его должен напоить».
Вот, братья и сестры, как мы с вами должны относиться к нашим врагам. Заповедь сегодняшняя Евангельская, она тяжела для нашего исполнения, эта заповедь некоторым кажется не только неосуществимой, но даже неестественной. И все-таки мы с вами сейчас должны найти такие побуждения, которые будут нам говорить, что заповедь любви к врагам исполнима.
Итак, братья и сестры, мы с вами должны знать, что наш враг – он такой же человек, как и мы, он, наш враг, он ближний наш человек, его любит Господь, ибо Господь и за него пролил на Кресте Свою Честнейшую Кровь. И Бог готов излить на этого человека, нашего врага, Свою милость в любое время, в любую минуту, лишь только бы этот человек был достоин этой милости. И если это так, братья и сестры, какое же мы имеем право с вами зложелательствовать врагу, когда наш враг имеет своим покровителем самого Бога. А если мы будем зложелательствовать, будем строить ему козни, мы этим ничего не добьемся, потому что враг наш будет нам отвечать тем же, и к одной беде еще присоединятся многие беды. А если мы с вами будем обходиться по-христиански, то мы, возможно, даже обретем в этом враге друга, который нам окажет не одну милость. И мы не должны удивляться, что на первый раз враг наш злой. Работники в зверинце свидетельствуют, что все пресмыкающиеся, злые звери, змеи, и те привыкают, питают расположение к тем людям, кто кормит их, кто их поит, кто за ними ухаживает.
Так же, если мы будем относиться к нашему врагу по-христиански, то и мы в нашем враге сможем обрести самого лучшего друга, и какое это счастье нам с вами будет. А больше мы должны помнить о своей награде, которую Господь обещает людям, которые будут любить своих врагов.
«И награда ваша будет многая, и вы сынами Всевышнего наречетесь». А блаженный Августин говорит: «Много видов милосердия есть, по которым нам Бог может простить наши грехи, и среди этих форм милосердия, самая лучшая форма, – это любить наших врагов». Что мы с вами можем на это сказать? Дивны дела Твои, Господи, – всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
Иллюстрация на заставке: Виктория Сопова