Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья — одно из актуальных направлений психологического сопровождения подопечных Алчевской духовной лечебницы. Организованная психологическая помощь включает в себя элементы нейропсихологических занятий. Приведём пример техник, которые чаще всего встречаются в наших коррекционных программах, и общие рекомендации по их выполнению. Все упражнения выполняются по 3 — 5 раз.
- Дыхательные упражнения. Они оптимизируют кровообращение, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Правильное дыхание — это глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих четырех этапов: 1-й — вдох: распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких ,2-й — пауза,3-й — выдох: приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить ребра, используя группу межреберных мышц; опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких, 4-й — пауза.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя не нагибаться вперед.
- Растяжки — система специальных упражнений на растягивание мышц, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах появляется ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Когда мы аккуратно помогаем ребенку делать растяжки, нужно быть очень внимательным и чувствовать ребёнка, даже можно вообразить, что растяжки делаются маленькому котенку; они должны проводиться в щадящем режиме, медленно и плавно.
Например, растяжка «Сова». Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи.
- Релаксация – это расслабление. Релаксационные упражнения направлены на расслабление различных групп мышц, эту реакцию можно вызвать разными способами, но мы предлагаем использовать метод мышечной релаксации и метод расслабления по представлению (игры – этюды).
Чтобы вернуться в состояние «здесь и сейчас», оживиться для дальнейшей работы рекомендуется, выполнить последовательно несколько упражнений. Это занимает около 30 секунд. Например: лёжа на спине, потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и носки ног от себя; потереть ладонь о ладонь и подошву о подошву; подтянуть колени к груди и обхватить их руками (упражнение по типу «качалка», или перекатываясь, как «бревнышко»). Само по себе это одно из лучших упражнений для позвоночника и всей спины, но делать его нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.
- Глазодвигательные упражнения.
При выполнении упражнений голова всегда фиксирована. Слежение глазами идет за предметом, расположенным на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и, наконец около переносицы, последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки, схемы, зрительные метки и так далее. Вначале ребёнок следит за предметом, который перемещает взрослый, а затем передвигает предмет самостоятельно, держа сначала в правой руке, затем в левой, а потом обеими руками вместе.
- Упражнения для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела.
Необходимо, например, показать ребёнку на его собственном теле разницу между выполнением инструкции «опустить кисти» и «руки сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае).
Упражнение на занятии: Вам понадобятся полоски разной толщины и любая крупа – задача ребенка выложить полоску из риса, не роняя крупу за пределы бумаги, тремя пальцами одной руки, а затем другой.
- Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Например, такие популярные упражнения, как: «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка». Также учим ребёнка самомассажу ушных раковин, перекрестной ходьбе, рисованию горизонтальной восьмерки, зеркальному рисовании и т.п. При развитии этих навыков развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.
Отметим, что занятие психолога с детьми разноплановое и кроме нейропсихологических упражнений обязательно включает в себя духовно-нравственные аспекты в элементах игротерапии или арттерапии, применяемых на занятии. Наши рекомендации родителям для домашней сказкотерапии также основаны на примерах добра, умиротворения, благочестия, познания и принятия себя и окружающего мира.
«…Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно запечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние (свт. Василий Великий, 9, 112).
Марина Покутняя, психолог АДЛ