Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. Святая Церковь, подготавливая нас с вами к дням святаго великого поста, уже ранее научила нас с вами смирению, это была неделя о мытаре и фарисее. Затем Церковь подкрепила нас с вами надеждою на милосердие Божие неделею о блудном сыне. Святая Церковь ещё вложила в нас с вами страх и трепет за будущую нашу вечную участь картиной Страшного Суда в прошлое воскресенье, когда читалось Евангелие на Литургии о грозном суде Божием.
А сегодня, в неделю сыропустную, Святая Церковь призывает нас с вами к взаимному прощению обид по словам Господа нашего Иисуса Христа, который сказал: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Внимая этим словам Христовым, из уст самой Церкви Господней, ещё древние христиане, вступая в дни святой четыредесятницы, взаимно испрашивали прощение друг у друга, затем расходились, чтобы проводить время в безмолвии, в непрестанной молитве и посте. Вот почему сегодняшний воскресный день и называется Прощеным воскресением. Простить ближнего человека — это значит нужно отнестись к нему так, будто бы он нас никогда не оскорблял, не огорчал. Это означает, что мы должны великодушно отказаться от отмщения и взыскания. А самому просить прощение — это искренно признать свою неправоту, чистосердечно покаяться перед братом, просить его забыть обиды, огорчения, нанесенные ему. Это означает, что нужно восстановить добрые, христианские отношения. Как в том, так и в другом случае, от нас требуется глубокое смирение, сознание нашего недостоинства, нашей виновности, греховности не только перед людьми, но и перед Богом. Сегодня мы должны с вами, братья и сёстры, испросить друг у друга прощение, ибо без этого взаимного прощения, мы не можем с вами надеяться на то, что и Господь простит нам прегрешения наши. И если мы с вами задумаемся внимательно о наших взаимоотношениях с другими людьми, мы придём с вами к заключению, что в большинстве случаев, эти взаимоотношения мы с вами определяем сами. Каждый из нас помнит, если искренно, дружелюбно мы с вами относились к другим людям, то в большинстве случаев мы с вами встречали искренность. И ежели мы с вами лукавили, то мы получали, то же самое. Но, братья и сёстры, кроме нашей виновности друг перед другом, мы, в большей степени, виновны перед Богом. И вот, чтобы нам с вами сломить сегодня нашу гордость, наше самолюбие, мы должны проникнуться той мыслью, что все те оскорбления, огорчения, которые нам причиняют люди, они несравненно малы, в сравнении с нашей виновностью перед Богом, которого мы с вами ежечасно и ежеминутно оскорбляем нашими грехами.
И не нам ли с вами сейчас вспомнить слова царя, пророка Давида, который сказал ко Господу: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю, скоро услышь меня, Вонми душе моей и избавь ее, врагов моих ради избавь меня». Каким, братья и сёстры, молитвенно-скорбным чувством проникнуто это дивное воззвание царя, пророка Давида. Как эти слова сейчас созвучны нашему настроению, нам собравшимся в этой обители, накануне вступления в дни святой четыредесятницы. Да и как нам с вами сегодня не скорбеть, потому что мы с вами собираемся великим постом очистить нашу душу, отойти от дел злобы, чтобы достойно приступить к таинствам и покаяния, и Причащения.
Сознание нашего недостоинства, трепет, при одном сознании множества содеянных нами лютых грехов, всё это заставляет нас с вами сказать: «Отче щедрот, не отврати от нас лица Твоего, хотя и грешных, но любящих Тебя».
В свою бытность царь, пророк Давид молился словами: «Господи, я заблудился как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл». Вот с таким чувством, братья и сёстры, которое исповедовал царь, пророк Давид, с таким чувством и мы с вами должны вступать в дни великого поста четыредесятницы. А находясь в преддверии великого поста, мы должны с вами уяснить вопрос, а какой же истинный пост, который был бы Богоугодным, а для нас с вами спасительным.
Святая Церковь в эти дни вступления пост, оглашает наш слух устами святых отцов, которые проповедуют иной взгляд на пост, нежели который мыслится нами. В нашем понимании пост — это замена одного рода пищи другим, такому посту цена небольшая, братья и сёстры. Святая Церковь в своих церковных стихирах указывает нам с вами на пост: «братие, постясь телесно, будем поститься и духовно». Святая Церковь, указывая на такой пост, в то же время и разъясняет нам с вами, в чём же заключается этот пост: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Постясь, продолжает Святая Церковь, расположим себя к духовному подвигу, очистим душу и тело, будем поститься от всякой страсти, наслаждаясь в добродетелях, в любви, избегая зависти, злобы, сварливости, разорвём всякий союз с неправдою.
Приведём, братья и сёстры, себе на мысль слова о посте святителя Иоанна Златоустого, который говорит: «Постящемуся нужно воздерживаться от пищи, но прежде всего от грехов… Я назвал бы в тысячу раз блаженнейшим ядущего, чем постящегося и творящего неправду. Говорю это не для того, чтобы уничтожить пост, а чтобы призвать к благочестию. Не еда зло, а грех зло». Именно на такой пост указывает нам с вами и Господь наш Иисус Христос, который говорит, что род сей, то есть лукавый побеждается молитвою и постом.
Во все времена, братья и сёстры и было, и есть, да и будет нарекание на нас христиан со стороны людей инакомыслящих, которые говорят, что христиане изнуряют себя постом, постом причиняют вред своему здоровью. С этим мы с вами не можем согласиться потому, что от поста мы имеем с вами пользу не только духовную, но и пользу для здоровья нашего тела.
Когда царь Навуходоносор уводил иудеев в плен Вавилонский, то он пожелал, чтобы при своём царском дворе воспитывать самых лучших детей из самых лучших еврейских семейств. Среди этих детей были отрок Даниил, его друзья Анания, Азария, Мисаил. Получая изобильную пищу от царского стола, а эта пища запрещена законом Моисеевым, отроки попросили приставника, чтобы он им к столу подавал лишь только фрукты и воду. Приставник сперва отказал, сказав Даниилу: «Боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем». А Даниил, отрок сказал ему: «сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь».
В Библии написано, что по истечении десяти дней, лица отроков Даниила, Анания, Мисаила были и крепче физически и свежее лиц тех детей, которые принимали пищу от царского стола. Возьмём во внимание, это было ещё за 500 лет до рождества Господа нашего Иисуса Христа.
Времена Новозаветные. Преподобный Макарий Александрийский вкушал пищу великим постом один раз в неделю, прожил 100 лет. Преподобный Симеон Столпник не вкушал в течении поста ничего, прожил 103 года. Преподобный Анфим, подобно преподобному Симеону, не вкушая пищи прожил 110 лет. Жили угодники Божии и больше, Павел Филейский прожил 113 лет, преподобный Алипий Столпник прожил 118 лет. Из этого мы видим, что от поста мы имеем пользу не только для души, но и для тела.
А поэтому, братья и сёстры, будем с вами поститься тем постом, который нам с вами указывает Святая Церковь. Будем с вами поститься и телом, и душою, ибо такой пост будет угодным Господу Богу, а нам с вами будет спасительным, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)