Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры.
В сегодняшнем Евангельском чтении, которое было предложено нашему христианскому вниманию за Богослужением, рассказывалось о том, как Господь Иисус Христос, входя в город Иерусалим, уже заранее предсказывал Своим ученикам о Своих скорых страданиях, о вольной смерти, о Своём Воскресении и о царствовании Царствия славы Своей. В это время святые ученики Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы, думая, что Иисус Христос говорит им о земном царстве, преступили к Нему и сказали Ему: «дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». На эту просьбу учеников Иисус Христос ответил: «Не знаете, чего просите».
Этими словами Господь Иисус Христос как бы говорил, что ваша просьба непристойна, потому что она исходит от вашего честолюбия. Да и, действительно, братья и сёстры, в то время ученики Христовы Иаков и Иоанн, и сами не знали, чего они просили. Они не знали, как вредны для человеческой души, и ничто так не развращает душу, как господство и власть.
К примеру, тяжело было Иисусу Христу в ожидании страданий крестной смерти. Как Бог, Иисус Христос заранее знал о Своих страданиях, а как человек Он страдал и мучился, и как бывает в таких моментах с людьми, Иисус Христос также искал поддержки и сочувствия у своих учеников.
А вот здесь и сказался весь вред славы. Ученики остались равнодушными к душевным мукам Иисуса Христа. Их, учеников, как истинных иудеев, больше интересовал вопрос Воскресения Иисуса Христа и Его слава, но не страдания и крестная смерть Иисуса Христа.
Славолюбие сделало братьев Иакова и Иоанна себялюбивыми, это даже внесло раздор в среду других учеников. Это поссорило учеников между собою, сделало их недружелюбными друг ко другу. Остальные десять учеников услыхали об этом, стали негодовать на Иакова и Иоанна. Заметим, братья и сёстры, остальные ученики негодовали не за своего Учителя, они негодовали каждый за себя. Каждый из них боялся, что он будет обделённым в Царстве славы. Вот почему Иисус Христос делает замечание не одним братьям, а всем ученикам, говоря: «князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так».
И Господь начинает разъяснять истинное отношение человека к власти и силе. Иисус Христос указал, что среди учеников не должно быть князей и вельмож, и говорит им далее: «кто хочет среди вас быть большим, да будет вам слугой, а кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Этими словами Иисус Христос показывает, что истинная власть человека заключается в служении другим людям. И вот такое служение может человека сделать отзывчивым, может насадить мир, любовь, радость, братство среди людей.
Да, Иисус Христос пришёл на землю не для того, чтобы Ему послужили. Иисус Христос пришёл на землю, чтобы людям послужить и отдать свою жизнь за спасение всего человечества. И нигде, и никогда так ясно не проявлялась любовь Иисуса Христа к Его ученикам и их любовь к их учителю, как на Тайной Вечери, где Иисус Христос, умыв ноги Своим Ученикам, на деле показал, как нужно относиться к людям. «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам….Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».
Эта заповедь Иисуса Христа так подействовала на учеников Христовых, что они тогда уже были готовы за своего Учителя положить свои души. А после Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа, после сошествия Святаго Духа на апостолов, когда всё заповеданное Иисусом Христом стало ясным для учеников Христовых, они тогда уже забыли о той славе, о которой ранее просили Иисуса Христа.
Оставив всё, пойдя на проповедь Евангельскую, ученики уже полагали свои жизни не за славу земную, а за славу в Царствии Небесном. И мы сегодня, братья и сёстры, прослушав Святое Евангелие должны с вами помнить, что нам, как последователям Иисуса Христа, неприличны слава и власть, нам необходимы смиренномудрие, кротость, терпение. А смиренномудрие христианское означает, что мы должны всех людей почитать, если не выше себя, то хотя бы равными нам или не ниже. Смиренномудрие христианское, это отличительная черта каждого христианина.
Господь наш, Иисус Христос, наш законодатель повелел нам с вами быть смиренномудрыми. Господь Иисус Христос первым исполнил полноту смиренномудрия. Святой апостол Павел пишет, что Иисус Христос: «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
Так же нам необходима, братья и сёстры, и кротость, апостол Павел пишет: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Кротость повелевает нам с вами, чтобы мы, христиане, не были жестоки, мы с вами должны смиренно всё сносить. Апостол Павел говорит: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Терпение нам также, братья и сёстры, необходимо. Терпение означает, всё, что бы с нами не случилось, смиренно переносить. В смирении, получая почести, мы должны с вами не развращаться. Власть получая, не должны искушаться. В болезнях не печалиться. На богатство мы не должны уповать, в бедности быть смиренными. Всё переносить по слову апостола Павла: «претерпевший же до конца спасется».
Во всех этих добродетелях примером нам с вами является наш пастыреначальник, Господь наш, Иисус Христос. А мы с вами Его последователи, поэтому, по словам апостола Павла, у нас с вами одно тело, у нас с вами один дух, у нас с вами один Господь, у нас с вами одна вера, у нас с вами одно Крещение. У нас с вами Бог Отец, который над всеми нами и Он в каждом из нас.
А мы все с вами, братья и сёстры, во Христе Иисусе Господе нашем, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)