Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. Сегодняшняя первая неделя великого поста, Святой Церковью называется Торжество Православия. Эта неделя установлена Святой Церковью  в воспоминание, постановления седьмого вселенского собора, состоявшегося в 787 году, о почитании святых икон.

Сегодня Святая Церковь молит Господа о мире в самой Церкви и об искоренении ересей и расколов. Святые иконы православной Церкви, это почитаемые, священные, живописные изображения Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, угодников Божиих. Православный христианин, стоя на молитве и молясь святым иконам, возводит свои мысли и чувства к первообразу. А поэтому, святые иконы для нас, православных христиан, являются вопросом нашей христианской жизни.

Появление святых икон относится ещё к зарождению христианства. Так, по преданию церковному, церковный историк Евсевий, живший в IV веке сообщает, что Господь наш, Иисус Христос, первым оставил нам с вами свой Образ на полотенце, то есть убрусе, обтерев им свое пречистое лицо.

По тому же преданию святый Апостол и евангелист Лука, будучи искусным живописцем, написал несколько образов Божией Матери. Эти образы мы с вами усматриваем в таких иконах как Владимирская и Тихвинская. О существовании святых икон в первые три века христианства нам об этом сообщают многие отцы и учители Церкви. Об этом также свидетельствуют катакомбы, то есть каменоломни, в которых скрывались христиане во время гонения римских императоров.

И только со времени святого равноапостольного, великого царя Константина, который даровал свободу открытого Богослужения христианам, иконы являются неотъемлемой частью религиозной жизни для нас, христиан. И не смотря на древние установления почитания святых икон, в VIII веке в Византии появилось движение против почитания святых икон. Последователи этого движения выносили иконы из храмов, из домов, уничтожали их, подвергали унижению. Самое сильное иконоборческое движение, преследование почитания икон, развилось при византийском императоре Льве III Исаврянине, который решил искоренить иконопочитание.

Пятьдесят лет продолжалось иконоборческое гонение. Лишь только с воцарением на византийском престоле императрицы Ирины, при константинопольском патриархе Тарасие было установлено иконопочитание. Так, на седьмом вселенском Соборе в 787 году в городе Никее, было решено: почитать Честный Животворящий Крест Господа нашего Иисуса Христа; иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; непорочной Владычицы нашей Богородицы, иконы честных Ангелов,  угодников Божиих.

Казалось бы, постановление седьмого вселенского собора, должно было положить конец иконоборчеству, но оно продолжалось по некоторым местам  ещё 50 лет. За это время, за иконопочитание подверглись  преследованию, умерщвлению, очень много монахов, мирских лиц, лиц духовного сана. И прежде всего, отметим преподобного Стефана Нового.

Этот угодник Божий иконопочитание защищал перед самим греческим императором. И для вразумления императора, Стефан Новый, взяв монету с царским изображением, показал ему и спросил: «Что было бы, если бы кто царский образ бросил на землю и с бесчестием попрал его ногами?». Император отвечал: «Без сомнения, он подвергся бы тяжкой ответственности, как обесчестивший царский образ». А угодник Божий воскликнул: «Какая слепота и безумие! Если такой ответственности, по вашему суду, подлежит уничтоживший образ земного царя, смертного и тленного, то какой казни подлежите вы, поправшие и уничтожившие иконы Сына Божия и Пречистой Его Матери?».

С этими словами Стефан бросил монету на пол и начал топтать её ногами. Император ограничился тем, что Стефана заключил в темницу. А в этой темнице Стефан обрёл ещё 342 человека, которые были заключены также за почитание святых икон. Начались испытания для святого Стефана. Его били, попирая ногами, и волокли по всем улицам. Пред Церковью святого великомученика Феодора святой Стефан поднялся, сколько было можно, и поклонился. Это привело еще в большую ярость неистовых служителей. Один из них, схватив большой отрубок дерева, ударил им в голову святого и разбил ее; преподобный тотчас же предал дух свой в руце Божии.

Вот, братья и сёстры, как наши праотцы радовались, как болели они за иконопочитание. А к нашему стыду, у нас иконы всегда – в пыли….

А вот какое бывает наказание, братья и сёстры, за не почитание святых икон. Когда Россия была оккупирована сарацинами, то есть мусульманами, то один варвар, войдя в Церковь святого великомученика Георгия Победоносца, увидел среди Церкви священника, который стоял на коленях и молился угоднику Божьему великомученику Георгию. Увидев это, Сарацин сказал: «Вот безумец, доске поклоняется». Вынул стрелу, выстрелил в икону, его стрела отразилась от иконы, устремилась ввысь, а оттуда на сарацина, да так ранила его руку, что он разболелся к смерти. Но к счастью этого Сарацина, домработницей у него была христианка, которая узнав всё о своём господине,  посоветовала ему призвать священника. Сарацин призвал священника и спросил у него: «Какую силу имеет та икона, перед которой ты молился»? Священник ответил, что всю силу имеет только один Бог, а великомученик Георгий — слуга Божий, и: «я молился святому Георгию как слуге Божьему, чтобы он за меня ходатайствовал перед Богом. Ты оскорбил великомученика Георгия, но если ты хочешь быть живым, повели, пусть икону принесут к твоей постели, поставь её на ночь у своей постели, возжги лампадку, пусть она горит всю ночь, а утром маслом от этой лампадки помажь свою руку и верь, рука твоя будет исцелена». Сарацин поступил так, как был научен. Он получил исцеление. И не только уверовал, но крестился и от своих же единоверцев за принятие христианства претерпел мученическую кончину. А память этого сарацина Святая Церковь также празднует в день памяти великомученика Георгия 23 апреля.

А вот, братья и сёстры, откуда берётся у нас с вами традиция возжигать лампадки у святых икон. В VI веке, в Палестине, близ города Иерусалима, преподобный Иоанн поселился в пещере. Кроме имущества, в пещере была лишь только одна икона Божией Матери с Богомладенцем. Этот угодник Божий всегда возжигал лампадку у этой иконы. Но имея нужду отлучаться по святым местам, уходя из своей пещеры, он молил Царицу Небесную, чтобы Она Сама поддерживала огонь у этой лампадки. Возвращаясь через два, три месяца с паломничества, он всегда находил лампадку, полную елеем и горящую. Несомненно, братья и сёстры,  что всего этого угодник Божий добился не только за внешнее почитание Божией Матери через иконы возжжением лампадки, но и через ту святую молитву, с которой он обращался к Божией Матери.

Кроме того, братья и сёстры, в 842 году, уже при другой императрице Феодоре, при патриархе Мефодии, состоялся ещё один собор. Этот собор подтвердил определения седьмого Вселенского Собора о почитании святых икон. Иконоборцы были отлучены от Церкви. Была провозглашена вечная память всем ревнителям, кто погиб за иконопочитание.

Все законы о почитании икон седьмого Вселенского Собора были вырезаны на медных досках, которые были поставлены в храме Божием. Медные доски стояли для общего обозрения и нам с вами для назидания. И, таким образом,  иконоборческая ересь была побеждена.

В сегодняшний первый воскресный день великого поста,  сразу после Божественной Литургии, будет отслужен благодарственный молебен, в котором все верующие будут благодарить Бога за мир в Святых храмах, за искоренение ереси и расколов, за обращение заблудших в лоно Святой Церкви.

Сегодняшний праздничный день научает нас с вами, братья и сёстры, что Святая Церковь является нашей руководительницей. И наша обязанность не только принимать законы Святой Церкви, но и следовать этим законам, потому что мы с вами читаем в Символе Веры: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Святой апостол Павел говорит: «Церковь есть столп и утверждение истины»! А глава в нашей Церкви есть Господь наш Иисус Христос, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, всегда, ныне и присно, и  во веки веков, аминь.

Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)

sh-kirill

Схиархимандрит Кирилл (Михличенко) — духовник Старобельского Свято-Скорбященского женского монастыря, любимый батюшка – пастырь многих страждущих, почитаемый старец и утешитель. О жизни старца можно узнать из статьи духовного чада батюшки, Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко — «О дорогом батюшке: биография схиархимандрита Кирилла (Михличенко)». Проповеди и воспоминания о батюшке его духовных чад можно найти в рубрике «Светлая память»