2 апреля – международный день распространения информации о проблемах аутизма. Эта дата была установлена резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 21 января 2008 года с целью подчеркнуть необходимость помогать людям с этим расстройством, а также повышать уровень их жизни.
В мире в этот день традиционно подсвечивают сооружения: небоскребы в мегаполисах США, Эйфелеву башню в Париже, Биг-Бен в Лондоне и двенадцать зданий в центре Москвы зажглись в этот день синим цветом.
В Алчевской духовной лечебнице дети, с ограниченными возможностями, так же поддержали всемирную акцию. Они вырезали сердечки, раскрасили их в голубой цвет и прикрепили их к своему сердцу. Говоря этим, что наши сердца открыты для дружбы и взаимопонимания, полны любви и готовы принять в свои ряды тех, кто одинок, отвержен, не понят.
Аутисты в своём большинстве – как-бы зациклены в самих себе, закрыты для мира, одинокие молчуны, переживающие панику при каждом нововведении, они будто инопланетяне среди землян, которым очень сложно и неуютно в пространстве нашего социума.
Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизмом страдают преимущественно дети независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения.
Для аутизма характерны нарушения способностей к социальному общению, проблемы вербальной и невербальной коммуникации. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов, и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм).
По данным органов Всемирного здравоохранения за 2013 год, расстройства аутистического спектра встречаются у одного из 68 детей в мире, тогда как еще три года назад соотношение было 1 к 88. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%.
Причины этого расстройства до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды. Раннее диагностирование аутизма и надлежащее обследование и качественно проводимая терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека.
Для лечения детей используются индивидуальные программы психологической коррекции. В 2015 году Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма посвящен теме «Профессиональная занятость: преимущества людей с аутизмом». По оценкам, около 80% взрослых с аутизмом не работают. Между тем, люди с расстройствами аутистического спектра обладают лучшими способностями, чем «обычные» работники, в распознавании образов, логическом мышлении и в работе, требующей внимания к деталям. Эти способности делают их идеальными кандидатами для таких видов занятости, как тестирование программного обеспечения, работа с базами данных, лабораторная работа, вычитка текстов и т.д. Барьеры, которые нужно преодолеть, чтобы в полной мере использовать этот потенциал, включают недостаточное профессиональное обучение, недостаточную помощь при трудоустройстве и распространенную дискриминацию.
В этот день в мире организовываются различные образовательные мероприятия, посвященные информированию общества о проблеме аутизма и рассчитанные для детей и родителей, учителей, медицинских работников. Среди них — дискуссии экспертов, политиков и представителей неправительственных организаций по проблемам аутизма; конференции и семинары для специалистов, работающих с людьми с аутизмом.
В Алчевской духовной лечебнице уже несколько лет дефектологи и психологи серьёзно занимаются с детьми, имеющими проблемы аутистического спектра, страдающие классическими и иными формами аутизма. Получают регулярную психологическую и реабилитационную помощь дети с иными основными заболеваниями, сопровождающимися аутичными симптомами. У многих ребят есть свои победы, и они продолжают не легкий путь социализации.
К каждому ребенку находим свой подход и способ контакта: для кого-то нужно говорить на высоких тонах и восторженно, кто-то воспринимает музыку и на ее фоне идет на контакт, а для кого-то важен четкий порядок и последовательность, главное, что нужно всем это любовь и принятие.
Бог вам в помощь, дорогие наши ребятишки. Мудрости всем, кто помогает и остается не равнодушным!!!
Наталья Зуева, волонтёр-психолог БФ «АДЛ»