«Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», — так утверждали древние мудрецы.
Она является не только основным методом развития ребенка, но и сопровождает учебно-воспитательную и коррекционно-терапевтическую деятельность. Влияние музыки не только подготавливает ребенка к учебе, но и улучшает психические и познавательные процессы, формирует желательный эмоциональный настрой, даёт возможность расслабиться и отдохнуть или зарядиться энергией. Музыка помогает ребенку находить свое место в группе детей, выбирать и высказывать свои предпочтения, развивает умение слышать других, сопереживать, общаться, что особенно важно для детей с проблемами в развитии личности. Основная цель музыкального занятия в Алчевской духовной лечебнице — это психологическая помощь: коррекция сенсомоторных, эмоционально-волевых, речевых, коммуникативных навыков у детей, путем объединения музыки, слова, движения, наглядного материала, упорядоченных в четкой ритмической последовательности. Психологи лечебницы используют музыкотерапию в сочетании с ритмопластикой, психогимнастикой и ритмотерапией (на примере упражнения «Держи ритм»):
Даже на самом простом занятии музыкотерапией, где ваш творческий экспромт чувствует состояние подопечного ребёнка, можно добиться больших результатов, оказывая помощь особым детям и детям группы риска, в индивидуальных и групповых занятиях. Алгоритм работы мы предлагаем следующий:
- Если потеряли ритм – выберите новый.
- Надоел ритм – смените, отследив свои ощущения (потом расскажете).
- Слышите, что Ваш ритм взял другой – не беда – стучите вдвоем.
- Понравился «чужой» ритм – смотри выше.
Часть первая:
- выберите ритм;
- воспроизводите выбранный Вами звук с помощью хлопков в ладони, постукивания по столу, щелчков и т.п. (проявите фантазию и индивидуальность);
- если Вы уже «привыкли» к «Вашему» ритму, попробуйте воспроизводить его другим способом или выберите новый ритм;
- по окончанию музыкального отрывка дайте обратную связь;
Часть вторая:
- выберите ритм;
- простукивайте правой рукой (отследить ощущения);
- тот же ритм повторите левой рукой (отследить ощущения);
- тот же ритм – с использованием обеих рук;
- попробуйте простукивать два темпа (а это уже для профессионалов);
- по окончанию музыкального отрывка дайте обратную связь.
Обратная связь с детьми и взрослыми предлагается по примерно нижеследующим вопросам:
- Как быстро Вы выбрали «свой» ритм?
- Какой способ воспроизведения ритма Вы выбрали?
- Когда выбирали новый ритм, то подхватывали чужой или искали что-то новое?
- Сколько раз меняли воспроизводимый звук?
- Какие ощущения возникали при смене «ведущей» руки, при работе обеими руками?
- Обращали ли внимание на остальных участников?
Пример из нашего опыта работы:
Мальчик Кирилл 9 лет (аутизм) – не ориентировался в пространстве, совершенно отсутствовал контакт с людьми в любом его проявлении. Кирилл – крупный и сильный мальчик, с ним было очень сложно справиться: он метался по коридору, натыкаясь на сотрудников, щипал и царапал их, издавал нечленораздельные звуки. После нескольких месяцев индивидуальных занятий с психологом лечебницы, был готов к тому, что мог находиться спокойно рядом с такими же детьми. Сначала Кирилл сидел на диване, отвернувшись к стене, психолог сидел рядом, комментируя всё происходящее в музыкальном зале. Затем он начал поворачиваться, наблюдать за действиями, прислушиваясь к музыкальным звукам, и постепенно стал подниматься, ходить по залу, что и стало началом усвоения новых поведенческих форм и соучастия в элементах музыкального занятия. Для ребенка — это огромная победа, для родителей — долгожданная радость, для нас — Божия БЛАГОДАТНАЯ помощь.
Хочется отметить, что музыкотерапию с элементами танцедвигательной терапии и ритмопластики плодотворно используют психологи Алчевской духовной лечебницы для оказания психотерапевтической помощи нашим взрослым подопечным с паническими атаками, депрессиями, навязчивостями, или просто с тяжестью в душе и плохим настроением. Составляются музыкальные упражнения для домашнего повторения, с индивидуальным подходом к каждому. Результаты значительно помогают в саморегуляции и являются подспорьем для гармонизации эмоционально-волевого состояния после прохождения медикаментозной терапии.
И дети, и взрослые, участвуют в музыкальных занятиях с творческим самовыражением, нередко начиная слышать отклик своей души. В эти мгновения, для них немаловажно, что рядом с ними находится человек, слышащий неозвученное в диалоге душ, о чём можно также сказать словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Подлинная радость – это радость разделенная». Вот так, музыкотерапия иногда рождает событийное чувство сопричастности и совместной молитвы!
Марина Покутняя, психолог АДЛ