Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

Методика коррекции эмоционального состояния взрослых и детей в кризисной ситуации методом заместительной поведенческой психотерапии и направленного рисунка

Теоретическая часть

Стрессовая чрезвычайная ситуация – неблагополучные условия внешней и внутренней среды жизни человека, которые приводят к возникновению стресса ‑ состояния повышенного психологического напряжения, что влечет за собой нарушение гомеостаза (саморегуляции, способности организма человека сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия).

Стресс проявляется как конфликт между предъявленными требованиями среды и реакцией человека.

На углубленном уровне стресс имеет 3 стадии развития:

  • реакция тревоги (мобилизация ограниченных адаптационных возможностей организма человека):
  • стадия сопротивляемости организма человека;
  • стадия истощения организма человека.

С учетом этого, задачей психологической коррекции является также коррекция психологического напряжения, принятия решений, поиска и выработки адекватных действий.

В таблице 1 представлена новая терминология диагностируемых посттравматических психических расстройств /ППР/, которые вошли в психологическую практику во второй половине ХХ в.

Таблица 1

Новая терминология диагностируемых ППР в СЧС

Название ППР Синдромы
1 Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР):
«Вьетнамский»,
Аафганский»,
«Чеченский»,
«Украинский» и другие.
Реакция организма:
температура;
слабость;
потеря аппетита.
Психологические реакции:
растерянность,
тревога;
сопротивление (страх);
истощение.
Соматические реакции:
уменьшение тимуса;
увеличение коры надпочечников;
появление кровоизлияний и язв на слизистой желудочно-кишечного тракта.
2 Посттравматические стрессовые расстройства – фобии (ПТСРФ):
«Радиационная фобия» (РФ),
«Боевое утомление» (БУ),
«Социально-стрессовые расстройства» (ССР).

Первоочередным мероприятием психологического сопровождения в ПТСР является: проведение психологом экспресс-диагностики текущего состояния человека для решения неотложных вопросов, связанных с эвакуацией, медицинскими назначениями, оценкой прогноза. Если прогноз благоприятный для оказания психологической помощи, то психолог проводит экспресс-диагностику текущего состояния клиента для последующей психологической коррекции.

Практическая часть

Метод направленного рисунка

Рисуночный метод занимает ведущее место в психологической диагностической практике. Рисунок вполне подходит для выявления личностных особенностей человека. Принцип проекции (вынесение вовне переживаний, стремлений и представлений) позволяет человеку передавать свое отношение и воспринимать специалисту его отношение к событиям, чувствам, поведению.

Направленный рисунок – это рисунок на заданную тему. При выполнении направленного рисунка человек концентрируется на изображении объекта, заданного специалистом. Способы изображения могут быть самыми разными. Неоднозначность интерпретации рисунка самим человеком позволяет в диалоге со специалистом расширять границы представлений пострадавшего. Эта возможность является важной, поскольку позволяет восстанавливать обратную связь, побуждая пострадавшего к самоанализу. Анализируя, интерпретируя и сопоставляя, пострадавшие могут снимать внутреннее психологическое напряжение, выстраивать перспективы своей жизни, находить новые цели, возможные способы удовлетворения актуальных потребностей. Рисунок удобен тем, что является компактным психодиагностическим инструментом: его можно дополнять, перестраивать, продолжать, замещать.

Метод заместительной поведенческой терапии

Если при диагностике ведущей стрессовой доминантой – патологическим драйвером является запредельный страх, то возможно включение в программу метода заместительной терапии (ЗТ) – распространенного метода лечения.

Метод заместительной поведенческой терапии в психологии является методом психологической интервенции, который выражается в коррекции страхов с помощью 10 способов действия со страхами – внутренним состоянием, обусловленным реальными или предполагаемыми бедствием. Фактически ощущения и эмоции, которые испытывает человек, буквально замещаются изображениями, рисунками, цветопередачей, а так же сформированными навыками поведения и умения справляться с проявляющимися теми или иными индивидуальными психо-эмоциональными реакциями. Применение метода заместительной поведенческой терапии позволяет достичь замещения нежелательного поведения желательным.

Применение 11 способов заместительной терапии в коррекции острого психо ‑ эмоционального состояния.

Доктор Зеин, директор клиники для лечения фобии в Нью-Йорке, доктор Барлоу, профессор физиологии в Университете штата Нью-Йорк, и доктор МакКаллоу, директор Центра по лечению фобии в Сан-Франциско, предлагают своим пациентам 10 способов победить страх. Эти способы по своей сути являются для человека упражнениями, тренирующими его способность менять отношения к страху, который он испытывает и питает. Мы расширили список способов еще одним коррекционным упражнением. Страх – приходящее и уходящее ощущение. Следовательно, ощущение страха может иметь «волнообразную» характеристику. Страх – это не сам человек, а его ощущения. Задачей заместительной терапии является на первом этапе снижение амплитуды волны ощущений страха, далее уменьшение частоты проявления ощущений страха и осознанию человеком того, что ощущение им страха является производной от интерпретации им происходящих событий, а также имеет связь с его индивидуальными ожиданиями, притязаниями, драйверами и целями. Это позволяет человеку в будущем самостоятельно скорректировать свое отношение к происходящим событиям, получить навыки управления своими ощущениями страха.

1. В состоянии фобии у человека в воображении появляются неприятные мысли и страшные картины, которые и запускают физиологические сдвиги. Человек может допустить, чтобы ему стало страшно, но может перейти от недобрых мыслей, типа «Эта собака меня укусит», на что-нибудь безопасное, например: «Эта собака крепко привязана, и не может сорваться». Следует заменять отрицательные мысли положительными.

2. Встречайтесь со страхом лицом к лицу. Вместо того чтобы избегать предмета своего страха, надо достичь контроля над ним с помощью поэтапной процедуры, называемой «замещение страха экспозицией». Если человек страшится взрыва, это его фобия, нужно подобрать картинку с изображением страха и взрыва. Человек сначала смотрит «в лицо своему страху» в присутствии психолога или другого человека. Когда человек научится с этим справляться, можно перейти к тому, чтобы глядеть на воронки от взрывов, затем на снаряды и затем держать пули или снаряды в руках. Каждый раз человек еще будет ощущать страх, но мало-помалу, подвергаясь действию объекта своего страха, убедится в том, что ужасные вещи, которые он воображал, на самом деле не происходят.

3. Человек может делать усилия, чтобы распознать приступ паники заранее, поскольку она уже была у человека, и не однажды, поэтому он знает, что не умрет.

4. В случае паники. Человек может проявлять снисходительность и быть снисходительным к себе. Когда он проходит коррекцию экспозицией, ему стоит хвалить себя за каждый шаг, даже если на этом этапе он еще испытывает приступ паники.

5. Следует не торопиться в проведении психологической коррекции экспозицией, начинать медленно, понемногу каждый день. Нужно разработать человеку план, поставить ему перед собой цели на 8; на 16 недель.

6. От страха следует отвлекаться. Когда человек почувствует, что его охватывает страх, ему нужно заняться тем, что может отвлечь. Можно считать обратно от 1000 до 3, читать книгу. громко разговаривать с собой вслух, делать глубокие вдохи и выдохи на счет.

7. Человеку нужно измерять силу своего страха на шкале от 0 до 10. Это дает возможность увидеть, что его острота не постоянна. Нужно описывать человеку свои мысли или действия, которые заставляли страх подниматься или снижаться. Те мысли, которые по наблюдениям человека снижают страх нужно «брать на вооружение».

8. Следует смотреть на события сквозь «розовые очки». Можно сделать из бумаги «очки», надевать их с тем, чтобы «ровно» в эмоциональном плане оценивать события вокруг. Пугающие мысли нужно отгонять фантазиями, действиями, от которых человек чувствуете себя хорошо. Так, больше думайте об удовольствии лежать на пляже, на Черном море, нежели о том, насколько опасен долгий воздушный перелет или нахождение в зоне после военных действий.

9. Следует избегать кофеина, который может повторно вызывать некоторые симптомы, проявляющиеся во время приступа страха. Кофеин содержится не только в кофе, но и в чае, кока-коле, шоколаде, некоторых болеутоляющих таблетках.

10. Адреналин следует сжечь. При приступе страха в организме появляется избыток адреналина, поэтому следует избегать спокойного и расслабленного сидения. Нужно двигаться, выполнять физические упражнения, чтобы его сжечь. Если нет возможности двигаться, можно напрягать мышцы тела: игра мускулами уничтожает адреналин. Например, напрячь большую мышцу бедра, а затем быстро отпустить ее.

11. Человеку следует нарисовать свой страх при помощи линий и цветопередачи закрашивания участков на листе, посмотреть на то, как он выглядит. Проанализировать свои ощущения в разных точках листа. Выделить позитивные ощущения и негативные и обозначить, что именно их вызывает при просмотре фрагментов листа с рисунком. При помощи цвета заместить имеющиеся фрагменты на листе и «докрасить» их до приятных ощущений. Проанализировать общий вид рисунка с целью его принятия как позитивного собственного произведения.

В основе страха лежит не только специфика реакции организма человека, но и его суеверие. Британский медицинский журнал пишет, что в пятницу, которая приходится на 13 число, в больницу попадают в полтора раза больше англичан, чем в другие, «нестрашные» дни. Немцы утверждают, что этой цифры боится каждый четвертый их соотечественник. А вот во Франции есть люди, работающие «14-м гостем», — их приглашают к столу тогда, когда в компании оказывается 13 человек, которых надо спасти от суеверного страха. Укрепление веры, твердость намерений и принятие окружить себя спокойной жизнью способствует коррекции страха методом заместительной терапии.

Использование «Радуги настроения» в коррекции психо-эмоциональных состояний

Радуга настроения – это индивидуальная палитра, отражение человеком своего цветового самовосприятия текущего психо-эмоционального состояния. В основу «радуги настроения» положено воздействие цвета на эмоциональное состояние человека: одни тона вызывают тревогу, тоску, другие – радость и воодушевление; одни цвета успокаивают нервную систему, другие – раздражают.

Известно, что психология цвета зависит от его символики. В разные времена, в разных странах, один и тот же цвет воспринимают по-разному. Например, в Западноевропейской культуре белый – цвет невинности, чистоты, то в культуре Азии – это цвет траура.

Учитывая символику и другие особенности восприятия цвета (пол, возраст, освещение и другие), психологи выделяют следующую наиболее общую психологическую характеристику цветов:

  • Красный – энергичность (доминирование). Люди, отдающие предпочтение этому цвету, полны энергии и чувства собственного достоинства.
  • Оранжевый – оторванность от реальности (устремленность в будущее). Люди, предпочитающие оранжевый цвет мечтательны, а также, это люди с развитой интуицией.
  • Желтый – социальная смелость (коммуникабельность). Люди, которые выбирают для себя такой цвет, прежде всего, являются интеллигентными и коммуникабельными личностями, легкими и смелыми в общении.
  • Зеленый – неуверенность (продвижение). Люди выбирают, прежде всего, зеленый цвет, если им свойственно стремление к самоутверждению.
  • Голубой – беззаботность (подчиненность). Люди, которые предпочитают его, как правило, не любят брать на себя обязательства, склонны перекладывать их на иных людей.
  • Синий – нерешительность (сдержанность). Людям, выбирающим этот цвет, свойственно ярко выраженная скромность, меланхоличность.
  • Фиолетовый – безразличие (устремленность в фантазирование). Люди, которые предпочитают фиолетовый цвет, наиболее проявляют инфантильность, а также легкую внушаемость своей натуры.

Фрэнсис Бэкон говорит о том, что в темноте все цвета одинаковы. Только в свете знания и истинного представления личность человека «играет красками радуги» (таб. 3).

Таблица 2

Психологическая интерпретация 7 цветов радуги

Наименование цвета Интерпретация (драйвер)
1 Красный энергичность (доминирование).
2 Оранжевый устремленность в будущее (оторванность от реальности)
3 Желтый социальная смелость(болтливость, нарушение границ)
4 Зеленый Продвижение (неуверенность).
5 Голубой беззаботность (подчиненность)
6 Синий Сдержанность (нерешительность )
7 Фиолетовый устремленность в планирование, направленное фантазирование (безразличие)

Задачей экспресс-диагностики является не просто определение характеристик состояния личности пострадавшего, а определение характеристик для поиска и установления «драйвера», то есть ведущей ценности, создающей и поддерживающей напряжение в СЧС.

Учитывая цветовую интерпретацию «радуги настроений» для экспресс-диагностики интенсивности психоэмоциональных состояний пострадавшего (возраст от 3 лет) можно использовать графическую технику «Кактус». Суть которой заключается в том, что человеку предлагают нарисовать кактус так, как он себе его представляет, на листе бумаги А4. Можно выполнять рисунок цветными карандашами или после, при желании, раскрасить.

Внимательный анализ рисунка позволяет провести диагностику с учетом «радуги настроений» по нескольким основным характеристикам (характерным чертам личности пострадавшего) психо-эмоционального состояния пострадавшенго. После определения характерных черт личности можно приступать к поиску и определению «драйверов», соответствующих характерным чертам имеющегося психо-эмоционального стояния.

  1. Только расположенный в центре рисунок говорит о том, что характерной чертой является стремление к лидерству.
  2. Только маленький рисунок, расположенный внизу листа может говорить о неуверенности в себе.
  3. Только наличие выступающих отростков может говорить об открытости характера.
  4. Только наличие на рисунке других кактусов и цветов может говорить об экстравертности.
  5. Только наличие на рисунке цветочного горшка (кактуса в горшке) может говорить о стремлении к домашней защите, семейной общности.
  6. Только наличие отрывистых линий при сильном нажиме может говорить об импульсивности характера.
  7. Только наличие длинных, торчащих, расположенных близко к друг другу иголок может говорить об агрессивности.
  8. Только преобладание внутренней штриховки может говорить о наличии тревожности.
  9. Наличие украшений, цветов на кактусе, мягких линий и форм, может говорить о характерной черте женственности.

Накладывая на каждую характерную черту цветовую интерпретацию «радуги настроений» мы получаем достаточно информативный портрет психо-эмоционального состояния пострадавшего в СЧС. Так же мы можем сделать некоторые выводы о силе воздействия СЧС на человека, выделить наиболее значимую для человека часть рисунка и начать поиск «драйверов», соответствующих тем характерным чертам, которые определил сам человек, выбрав ту или иную часть рисунка. На рисунке 3 изображен пример техники «кактус» с поэтапным выполнением диагностического задания.

kaktus

Рис. 3. Техника «Кактус»

Используемые в примере цвета в соответствии с характерными чертами:

  1. Центр-«лидер» ‑ все кроме синего; цент рисунка ‑ фиолетовый, черный.
  2. Большой – «уверенный»; кактус-желтый, красный, оранжевый, голубой, черный.
  3. Отростки ‑ «открытость; зеленый, черный оранжевый;
  4. Единичность кактуса — интровертность
  5. Горшок ‑ «домашний очаг, защищенность»; зеленый, черный, фиолетовый;
  6. Отрывистые линии – «импульсивность»; черный;
  7. Иголки – «агрессивность»; черный, желтый, голубой, оранжевый, красный;
  8. Внутренняя штриховка – «тревожность»; черный, желтый, красный;
  9. Цветы, украшения ‑ «женственность»; зеленый, оранжевый, фиолетовый.

Характеристика психо-эмоционального состояния:

Планирующий с направленной фантазией лидер; уверенный в себе, энергичный, устремленный в будущее, социально смелый; оторванный от реальности, социальнло-смелый; открытый, устремленный в будущее, продвигающийся; требует защищенности в продвижении и направленном планировании; проявляющий импульсивность (спонтанность) и т.д.

Значимая часть рисунка: горшок. Цвета черный, фиолетовый, зеленый.

Это актуальные цвета и актуальная потребность. «Домашний очаг и защищенность в семье» ‑ поле поиска драйвера.

Ведущей ценностью является защита отцом семьи, ребенка от проявления посторонней агрессии. «Давай сдачу, будь смелым»-«не плачь» — потому, что я выхожу из себя от слез, не терплю слез. Возможно, что в детстве приходилось слышать слова от мамы: «душа разрывается от слез».

Коррекция: снятием напряжения может стать разрешение себе пострадавшим проявлять негативные эмоции, «слабость», выражающуюся в слезах, разрешать плакать другим, если они этого хотят. Принятие пострадавшим установки «Душа не разрывается от слез, душа очищается слезами» может послужить окончательному снятию напряжения.

Психо-диагностическая проективная методика «Пирог»

Познание своей личности пострадавшим в ЧС с помощью методики «Пирог» способствует достижению цели обретения субъективных ощущений внутренней интеграции личности, контроля над её составными частями: бессознательным, сознательным, коллективным бессознательным ‑ «высшим Я». Перегруппировка личности вокруг нового центра, самопознание «высшего Я», использование метода направленного рисунка и элементов заместительной терапии помогают личности пострадавшего в ЧС обрести психологическую целостность, восстановить «обратную связь», обрести душевный покой.

Методика предусматривает три блока.

  1. Разминка.
  2. Техника «Пирог»
  3. Анализ результатов, интерпретация.

Психологическая разминка «Линия посредине листа».

Нарисовать линию посредине листа А4. Прописать и пронумеровать справа 15 положительных своих качеств. За тем, слева прописать напротив каждого противоположное ему отрицательное качество.

Техника «Пирог» в модификации к СЧС.

Нарисовать круг. Разделить на четыре сегмента.

1. «Общественное Я» ‑ часть которую видят окружающие, то, что сам человек хочет, чтобы видели окружающие его люди.

2. «Приватное Я» ‑ часть личности, которую не видят окружающие. Та часть, которую человек сам не показывает окружающим или думает что этого не видят люди.

3. «Внутренний ребенок» ‑ часть личности, содержащая откровенные переживания. Это переживания при ощущении себя ребенком.

4. «Внутренний критик» ‑ критика, унижение других людей.

Прописать по 7 характеристик.

Если группа людей, то можно высказаться по каждой части и посмотреть на то, что есть общего друг у друга.

Начертить «Шкалу ранимости» по 10 баллам. Отметить по каждой части на отдельной шкале уровень выраженности этой части в общей структуре личности. То есть насколько в совокупности проявляются качества.

Начертить «Шкалу сокрытия ранимости» с 10 баллами. Отметить по каждой части на своих шкалах то, насколько удается скрывать ту или иную часть.

Техника «Маски»

Определить по каждой шкале сокрытия «маску». То есть, указать за счет чего происходит сокрытие качеств. Указать, что при этом делает человек? Что ему приходиться делать?

Например, «маски»: хрупкость, равнодушие, агрессивность, ненависть.

Нарисовать «маски» на бумаге, примерить их на себя, проговорить чувства, которые испытывает человек в маске.

Нарисовать отдельно «Шкалу внутреннего критика». На этой шкале отразить то насколько проявляется критик при открытой, закрытой, детской, критиканской позиции. Это значит подумать о том, насколько каждая часть влияет на жизнь, поведение, оценку себя и событий.

Определить ведущий «драйвер» по шкале, соотнести с личной целью (мотивом), потребностями.

Ответить на вопрос: как еще можно удовлетворить потребность? Что можно еще сделать.

Указать место на шкале, куда может переместиться этот драйвер.

Работа с «радугой цветов»

Выбрать цвет для «неудовлетворенной потребности»

Выбрать цвет «удовлетворенной потребности»

Ответить на вопрос: за счет каких действий удовлетвориться потребность? Выбрать цвет для этих действий. Изобразить последовательность из трех цветов – это цветовая гама достижения актуальной потребности «высшего Я».

Для подкрепления действий достижения актуальной цели можно носить одежду, окрашенную в установленную последовательность из двух -трех цветов.

Осознание цвета неудовлетворенной потребности само по себе является ресурсом достижения цели и дальнейшего удовлетворения актуальной потребности.

Заключение

Коррекция эмоционального состояния взрослых и детей в стрессовой ситуации методом заместительной терапии и направленного рисунка является простым и актуальным способом психологической помощи детям и родителям, пострадавших в результате воздействия СЧС. Оптимальное сочетание теории психосинтеза с применением методов заместительной терапии и направленного рисунка позволяет специалистам оказывать психологическую помощь на должном высоком уровне.

Автор-составитель методики Ирина Ефимова,
волонтер-психолог Алчевской духовной лечебницы