О важности развития мелкой моторики рук можно сказать следующее: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи. Развитие моторики воспитанников Алчевской духовной лечебницы позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и самосознание.
Развитие речи очень тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и имеет большое значение, особенно в настоящее время, когда увеличивается число детей с нарушением речевого развития.
Если у ребёнка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению, чем также занимаются специалисты Алчевской духовной лечебницы.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Приведу пример, который наиболее часто наблюдаю в своей практике. Родителей должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев, поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром три – четыре сантиметра (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам овал вместо окружности со значительно меньшим диаметром или будет рисовать её в несколько приёмов, передвигая руку.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания – застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
В вопросах развития речи у ребёнка не существует мелочей. То, что нам иногда представляется неважным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьёзной проблемой. Потому, дорогие родители, уделяйте, пожалуйста, достойное внимание развитию мелкой моторики ваших детей. Рисуйте, играйте, массируйте, лепите, не только из пластилина, но и из теста, фантазируйте, креативничайте, а при необходимости, обращайтесь за помощью к специалистам. Любой из вас, всегда может обратиться в Алчевскую духовную лечебницу за консультацией, рекомендацией или высококвалифицированной комплексной помощью.
Татьяна Терещук, логопед АДЛ