Коррекционно-развивающая логопедическая работа в Алчевской духовной лечебнице для детей дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией построена на основе положений о речевой деятельности, и психолингвистической структуры речи.
На коррекционных логопедических занятиях с неговорящими детьми решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности, последующей социализации и адаптации, создается специальная речевая среда для стимулирования речевого развития.
На этом этапе используется ряд упражнений, оптико-пространственных представлений, являющихся базой для формирования общения и речи.
Направления в формировании предпосылок общения и речи у безречевых детей:
— Развитие слухового восприятия.
— Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
— Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
— Развитие функции голоса и речевого дыхания.
— Развитие чувства ритма.
— Развитие импрессивной и экспрессивной речи
В результате работы с логопедом у детей повышается речевая активность, дети становятся более открыты для общения; комплексный подход позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящим ребенком, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов. У ребёнка появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
Таким образом, логопедическое сопровождение является важным условием для преодоления речевого нарушения, развития коммуникативных навыков, что позволит социально адаптироваться учащимся с умеренной умственной отсталостью.
Лариса Смолякова,
Волонтёр-логопед Алчевской духовной лечебницы