Всегда интересно и продуктивно проходят занятия в Алчевской духовной лечебнице с детьми любого возраста методом куклотерапии, одним из направлений арт-терапии.
С игрушкой легче разговаривать, демонстрировать желаемое поведение, отрабатывать навыки, которые трудно получаются. Куклы помогают решить разные психологические проблемы, и безопасно для ребенка, воссоздать, проиграть сложную жизненную ситуацию, уменьшая влияние травмирующих факторов.
В последнее время, мы наблюдаем у многих наших подопечных последствия психотравм, что естественно для региона, находящегося в военном положении. Отторжение реальности, сложность и скудность выражения эмоций, трудности в построении общения с другими людьми, мутизм, аутичные проявления, — становятся не редкостью среди дошкольников.
На занятиях в лечебнице, все важные слова – по-настоящему услышаны, — и не последняя роль в этом принадлежит именно кукле! Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного воспитания детей, помогают открыть своё сердце. Кукла, или мягкая игрушка – это и доктор, это и друг, который всё понимает и принимает, это и опосредованная психологическая помощь. Ребенок переживает со своей куклой события как реальные, так и воображаемые.
С нашими подопечными, мы используем куклотерапию в постановке лечебного спектакля, сюжет которого является доминантным для ребенка. Страх, агрессия или иная детская проблема в сказочной истории всегда успешно завершается победой маленького героя. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение ребенка меняется, он принимает решения, реагирует от имени сказочного персонажа, проявляет эмоции и поведенческие реакции, и, при поддержке психолога, возрастает в добре, в принятии и понимании, в духовно-нравственной направленности развития личности, в чём и заключается терапия куклой.
Приведём в пример несколько тематических этапов куклотерапии:
- Установление доверительных отношений с ребёнком;
- изготовление уникальной куклы-помощника; или выбор готовой куклы;
- беседа или интервью с куклой;
- история ребёнка о жизни куклы;
- знакомство кукол разных детей; домашние задания;
- обыгрывание этюдов и репетиции дома для приобретения и закрепления нового навыка в игре от имени куклы;
- создание истории героя или принятие готового сценария для спектакля;
- обсуждение сценария кукольного спектакля;
- репетиции спектакля и сам спектакль;
- обсуждение спектакля и его воздействия.
Родители отмечают, что после участия в кукольном представлении, у детей наблюдаются значительные улучшения в психоречевом и эмоционально-волевом развитии, в социальной адаптации и саморегуляции ребёнка. Психолог лечебницы всегда поддерживает желание родителей продолжать куклотерапию в домашних условиях, помогая рекомендациями и терапевтическими сюжетами для домашнего театра.
Помощь особым детям и детям группы риска через куклу – это творческий процесс, не ограниченный временем конкретного занятия. Любое творчество – это создание маленького чуда, на которое откликается душа. Каждый родитель может провести своего ребёнка через создаваемые или обыгрываемые сказки, чувствуя те слабости или проблемы своего ребёнка, которые можно словно бальзамом, излечить образным примером, примеряя его на себе, играя, как бы понарошку. Даже вместе с ребёнком, читая детские книги, можно подбирать те, которые помогут своим примером именно в этот момент, любую игрушку можно сделать участницей нужной истории, бережно поддерживая и помогая своим детям справиться с проблемой и в сказке, и в жизни. Мы искренне желаем всем: добрых сказочных чудес, терапевтических сказок и отклика сердечной радости, потому что — жизнь жительствует любовью!
Марина Покутняя, психолог АДЛ