Нарушение речи у детей с ДЦП – явление достаточно распространенное, имеющее конкретные особенности, в большинстве случаев характерной чертой которых является затруднение со звукопроизношением и нарушение тембра голоса.
Ошибки воспитания могут более утяжелять отставание в развитии речи. При воспитании ребенка с ДЦП дома взрослые обычно чрезмерно опекают, стремятся все сделать за него. Это не формирует у него потребности в деятельности и речевом общении.
Таким детям присуща амимичность, обездвиженность лицевых мышц и ограниченность движений языка, носовой оттенок голоса и обильное слюнотечение, затрудненность глотания и жевания. Нарушения речи при ДЦП выражаются в невнятности речи с нечеткой артикуляцией гласных, приближенное произношение свистящих и шипящих, как при носовом выдохе, замена звонких согласных на глухие.
Классификация и диагностика
Наиболее частым расстройством речи у таких детей будет дизартрия, а также следующие формы нарушений речи:
- алалия, которая представляет собой системное недоразвитие в результате поражения корковых зон, отвечающих за речь, вследствие чего происходит стойкое недоразвитие всех ее сторон с последующим нарушением коммуникативной функции (моторная аналия), а также затруденность понимания обращенной речи (сенсорная);
- вторичная задержка речевого развития, которой присущи такие признаки, как нарушенный темп речи, обусловленный двигательной недостаточностью, соматической ослабленностью, а также неблагоприятными внешними факторами. Это может быть вынужденная социальная изоляция и отсутствие деятельности в коллективе.
- общее недоразвитие речи — в этой форме дизартрия может сочетаться с сенсорными дефектами или нарушениями интеллектуальной деятельности;
- заикание и мутизм.
Логопедические занятия проводятся в таких положениях ребенка, при которых влияние тонических рефлексов на речевую моторику было бы минимальным. Если ребенок сидит, то при проведении логопедических занятий, уроков надо обратить внимание на положение его головы: она должна находиться по средней линии, не опускаться на грудь, не поворачиваться в сторону, не откидываться назад. Надо избегать наклона туловища вперед, перекреста ног, приведения бедер, свисания стоп. При проведении занятий необходимо, чтобы зеркало и лицо логопеда находились на уровне глаз ребенка. Выбрав положение ребенка, после общего расслабления приступают к массажу и гимнастике артикуляционной моторики.
Задачей логопедической работы при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений с помощью зеркала и с закрытыми глазами.
Способы и методы развития речи:
При проведении логопедической работы у ребенка необходимо подавлять сосательные и другие рефлекторные движения, постепенно обособлять артикуляционные, дыхательные движения и голосовые реакции от общих движений.
Во время занятий не следует требовать от ребенка чрезмерных усилий. Для развития речевого дыхания рекомендуются различные упражнения на дутье. Однако для детей с ДЦП, особенно в раннем возрасте, они не всегда полезны в тех случаях, когда ребенок производит их с чрезмерным усилием, что усиливает его общее мышечное напряжение.
Для детей с ДЦП характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Имена существительные, глаголы, и предлоги составляют 90% всего лексического запаса. А все другие части речи представлены крайне редко. Дети не знают значения многих слов, заменяют значение одного слова значением другого, совпадающим с ним по звучанию.
В силу двигательных нарушений, ограниченности социальных контактов, активное познание окружающего мира ребенком ограничено. Отмечаются специфические трудности в формировании целостного представления о предмете, а также о восприятии его основных качеств. Развитие восприятия и представлений осуществляется в разных видах деятельности, в игре.
Таким образом, важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях. Восприятие необходимо развивать в повседневной жизни путем специальной организации разных видов деятельности, в которых ребенка учат смотреть, наблюдать, слушать, т.е. осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира.
- Детей с первым уровнем речевого развития обучают понимать и произносить названия окружающих предметов и действий с ними, различать и называть части предметов (части лица и тела человека, части предметов обихода, игрушек).
- При первом — втором уровне речевого развития у детей уточняют и пополняют словарь названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту, учат понимать и называть слова, обозначающие предметы обихода (одежда, посуда, мебель и др.). Одновременно уточняют и дифференцируют восприятия и представления ребенка, знакомят с особенностями предметов, их назначением, учат вычленять и обозначать словесно качества и свойства предметов.
- При третьем уровне речевого развития содержание словарной работы расширяется: наряду с развитием понимания и введения в активный словарь ребенка названий окружающих его предметов (предметов обихода, продуктов питания, овощей, фруктов). Его учат ориентироваться в пространстве (вперед, назад, далеко, близко), развивают временные представления (утро, вечер, сначала, потом), с использованием соответствующего словаря.
На специальных занятиях детей учат различать сходные предметы по существенным признакам и обозначать их словом (у грузовой машины — кузов, в отличие от легковой). Все содержание словарной работы опирается на расширение, углубление и обобщение знаний детей об окружающем.
Развитие речи с положительным эффектом достигается путем долгой и кропотливой работы над коррекцией звукопроизношения такими способами: приемом подражания, нацеленным на изолированное произношение звука, а также отраженным произнесением слов с шипящими и свистящими.
Немаловажной характеристикой речи является правильная постановка дыхания, которая достигается путем простейших упражнений, таких как:
- сдувание снежинок, легких бумажек перед собой;
- катание легких шариков, карандашей по столу, подув на них;
- надувание маленьких шариков и специальных игрушек.
При формировании методико-интонационной стороны речи важна работа над логическим ударением и развитие у ребенка естественных интонаций, связанных с определенными эмоциональными состояниями. Этого можно достичь путем чтения сказок по ролям и различными инсценировками. Широко используется метод творческого пересказа и дидактических игр, как отличного средства для закрепления полученных навыков.
Подводя итоги, следует отметить, что задача родителей, состоит в правильной организации ежедневной работы – последовательной, регулярной и слаженной. Активируйте сохраненные возможности ребенка, чтобы скрыть дефекты, развивайте творческий потенциал, расширяйте круг интересов вашего чада – и тогда результат не заставит себя ждать.
Татьяна Терещук, логопед АДЛ