Общение человека c Богом всегда непостижимо, в особенности у людей с ментальной инвалидностью. Но когда невозможно осмысленное участие человека в соборной молитве, Господь принимает его посильное сердечное воздыхание. [1]
Характер катехизаторской помощи ментальным инвалидам опирается на то, что мы привыкли называть святым в человеке, это внутренние ценности, которые можно обнаружить у каждого [2]. Основные аспекты катехизации на духовное осознание вопросов бытия:
- Моё отношение к существованию – «кто я?»;
- Значение и цель жизни – «почему я здесь?»;
- Моё отношение к другим людям;
- Моё отношение к Богу.
Непосредственную катехизаторскую помощь ментальным инвалидам лучше всего выстраивать на следующих принципах [2]:
- Уважения к независимости и признания свободы индивида думать так, как ему хочется и признания того, что для него существенно;
- Утверждения ценности жизни каждого ментального инвалида;
- Оценки силы и индивидуальных возможностей каждого;
- Поддержки духовного роста с опорой на личностные ресурсы.
Катехизаторское просвещение ментальных инвалидов научает их основам христианской веры, молитвы и жизни, и требует от катехизатора индивидуального подхода и элементарных знаний в области психиатрии. Например, страдающие аутизмом или шизофренией, зачастую воспринимают слова абстрактно, и потому требуется постоянное подкрепление слов жизненными ситуациями или конкретными примерами. Но даже в том случае, когда восприятие речи и понимание смысла слов сильно ограничены, возможна проповедь через опытное переживание таинств, музыкальных и художественных образов, приобщая страждущего к духовному развитию. Если же понимание слов нарушено незначительно, для таких людей можно создавать небольшие катехизаторские группы с упрощённой программой [3].
С пониманием также нужно относиться к людям, страдающим нарушениями волевых процессов, когда человеку сложно выполнить элементарные обязательства, и относиться ответственно к исполнению заповедей. Таким подопечным нужно помогать при составлении личных заповедей, чтобы они не брали на себя больше, чем могут понести [4].
Когда психические заболевания не затрагивают духовную природу человека, нужно помогать движению восхождения душевных переживаний в духовную сферу жизни [4].
В катехизаторском просвещении важно помочь ментальным инвалидам восполнить веру, почувствовать значимость каждого человека, как образа Божия, помочь обрести определенные качества духовной жизни, как например, понимание святыни в своей жизни [8].
Возможности для катехизаторского просвещения ментальных инвалидов через слово бывают сильно ограничены, в таких случаях научение усваивается через опытное переживание. Также, важна регулярность и повторяемость, когда например, изо дня в день совершается молитва [8].
От катехизатора требуется милосердие, он должен полюбить этих людей, ощутить их ценность для себя лично [1]. Катехизатору желательно иметь особое милосердие и внимание, необходимо молиться об этих людях, чтобы помочь им.
И в то же самое время, просвещение ментальных инвалидов – тяжёлый труд, мотивирующий катехизатора очень тонко чувствовать психическое состояние оглашаемых, учитывая и возможности раздвоения психики, когда критика Евангелия и восприятие его как обычного текста в силу болезни мешает воспринимать дух и смысл Писания. И только терпеливый, искренний индивидуальный подход с индивидуальной программой воцерковления для каждого, может помочь в достижении результата просвещения. Это касается работы с разными группами ментальных инвалидов, даже в том случае, когда их внимание способно удерживаться 5-7 минут, а тяжело усваиваемая информация способна вызывать тревожность или агрессию [8].
Информация для такой группы ментальных инвалидов упрощается, но сохраняется основная тематика бесед: о Боге и творении, заветах человека с Богом, грехопадении и истории спасения, поясняется, что нельзя жить со смертными грехами, что смертные грехи разрушают жизнь человека. Разъясняется молитва Господня, евангельские блаженства, Символ веры. Важно сказать о причине зла и греха в мире, об исцелении от греха, спасении через веру во Христа и приобщении к Его жизни.
Следует учитывать и понимать особую чувствительность и эмоциональность ментальных инвалидов, их болевой порог может не переносить любого перенапряжения или небрежности, неуважительного отношения в храме, даже если их задели случайно. Потому важно чтобы с такой группой прихожан во время их церковной адаптации находились волонтёры или те, кто может помочь в воцерковлении и на службе. В любом случае, необходимо сообразоваться с умственными способностями и восприимчивостью ментальных инвалидов [8].
Вопрос о Таинстве Покаяния – самый непростой. Из-за трудностей общения некоторые священники допускают ментальных инвалидов до Причастия вообще без исповеди – как младенцев. Так советует и «Настольная книга для священноцерковнослужителей» С. В. Булгакова. Однако такой подход кажется нам устаревшим. [1]
Сначала нужно понять, отличает ли человек добро от зла, в состоянии ли рассказать о своих грехах на доступном для него уровне, например о непослушании. Чаще оказывается, что исповедь в том или ином варианте все-таки возможна. И тогда лишать человека этой возможности – значит мешать его духовному росту. [1] Перед исповедью нужно поговорить с родителями или опекунами, узнать, как лучше общаться с человеком, какие вопросы лучше задать. Многие обстоятельства священник узнает и во время исповеди самих опекунов. Некоторые дети и взрослые с ментальными нарушениями даже при относительно сохранном интеллекте могут не всегда понимать, что они сделали плохо, или не владеть собой, совершая плохой поступок. Иногда это поведение корректируется очень слабо. Священнику нужно быть очень внимательным, чтобы отличить реальную неспособность человека понять что-то от педагогической запущенности, от недостатка воспитания или избалованности. И в любом случае действовать очень осторожно. Если человек не может на исповеди рассказать что-то сам, священник задает ему наводящие вопросы. Признавать свои грехи люди с ментальными нарушениями могут очень по-разному: кто-то скажет «да», кто-то кивнет, а кто-то, например, засмеется или попытается убежать. Дождаться, когда человека с ментальной инвалидностью четко даст понять, что он осознает свой грех, бывает непросто. Поэтому для них лучше организовать исповедь отдельно. Кто-то из людей с ментальными нарушениями может солгать, сымитировать что-то, чтоб ему позволили причаститься. А другие не вполне отличают вымысел от реальности и могут покаяться в придуманных проступках. Поможет священнику только близкое знакомство с исповедующимся. [1]
Крайне желательно, чтобы вместе с детьми и взрослыми с ментальной инвалидностью причащались и их родители, – это приносит семье более ощутимые духовные плоды. Некоторых людей с ментальными нарушениями нужно причащать только Святой Кровью. Причин несколько:
— у некоторых инвалидов есть проблемы с глотанием;
— кто-то может повести себя непредсказуемо.
В причащении людей с аутизмом могут быть особенности:
- так как человек может иметь повышенную тактильную чувствительность, то, если попытаться поддержать, взять за руку, он может испугаться, закричать, убежать.
- из-за привязанности человека к привычным обстоятельствам ему может быть нужен один и тот же священник, одна и та же Чаша. Если что-то изменилось и человек отказывается причащаться.
- человек может иметь каменное лицо и выглядеть абсолютно равнодушным. Выражение лица может никак не соответствовать его внутреннему состоянию. [1]
Отметим, что воцерковление таких «особенных» оглашаемых должно проходить просто и неформально, заниматься лучше в виде игры, и фрагментами по 7-10 минут, касаясь жизненных понятных примеров. Это также содействует более полному воцерковлению и их родителей или опекунов, которые обретают более твёрдую веру, улучшают взаимоотношения с особым ребёнком, развивают в себе полное принятие его особой личности, уникальности его внутреннего мира. Своевременно оказанная духовная помощь семьям, воспитывающим особых детей, является важным профилактическим средством, позволяющим сохранить гармоничную целостность семьи, избежать появления глубоких нарушений в детско-родительских отношениях.
В современной церкви опыт катехизаторского просвещения ментальных инвалидов не является широко распространенным. Потому, актуально выявление и обобщение опыта подобной работы в различных православных организациях. Приведём пример миссионерства в Алчевской духовной лечебнице. Встречи проходили два раза в неделю. После общей молитвы, волонтёры и их подопечные вместе прочитывали главу Евангелия и толкования на него, а затем разбирали прочитанное на понимание и помогали особой молодёжи более простым объяснением сложного текста и малопонятных слов. Возьмём тот пример, когда рассматривали 18 главу Евангелия от Матфея.
Уже в ходе беседы с ребятами, затрагивались самые неожиданные сравнения и примеры из жизни, поднимались темы соблазнов и прощения, размышляли о словах Евангельских: «Тáк и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.»… Ребята с ограниченными возможностями делились новыми ощущениями взрослой ответственности, более серьёзному отношению к своей жизни. Удалось помочь им проанализировать проблемы в межличностных отношениях, в результате чего, диалог развернулся в сторону голоса совести.
Очень важно для подопечных с ментальной инвалидностью, иметь возможность участия в богослужении, для чего можно организовать дополнительные условия. Если поначалу у нас был определённый будничный день для организации особой миссионерской службы для нашей особой молодёжи, то сейчас они спокойно участвуют в воскресной службе, на которой присутствует множество людей и незнакомых в том числе. Буквально через месяц ребята стали подпевать клиросу и благодаря заготовленным распечаткам, читающие смогли одновременно со священнослужителем прочитывать про себя текст святого Евангелия.
Каждый человек, при помощи и поддержке, обладает возможностью реализовать свою жизнь как личность и стремиться к исполнению заповедей Христовых [6].
У умственно-отсталых детей и молодёжи с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и прочие. Так как формирование высших чувств, предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми потребностями тормозит формирование этих чувств, что создаёт трудности и для катехизации [7]. Однако воспитательные усилия способны помочь в гармоничном развитии личности ребёнка с ограниченными возможностями.
В 2013 году, перед особыми воспитанниками Алчевской духовной лечебницы выступала музыкальная группа из Запорожья, в составе которой была пятнадцатилетняя девушка Мария Савва, дочь священника и как оказалось – регент на клиросе, страдающая с рождения аутизмом. Что пришлось пережить семье в первые годы болезни Маши, это трагедия многих таких семей. Но, впоследствии, отец Игорь Савва сказал: «Мы осознали это не как наказание, а как… награду. Ведь мы бы окружающих людей и детей не восприняли бы так, если бы не ощутили на себе всю эту ситуацию. И Машины особенности мы восприняли как то, от чего не нужно избавляться, а как то, что нужно учиться преодолевать и с чем нужно учиться жить».
Это необычно, но факт, молитвами родителей, с детства воцерковляющих своего особого ребёнка, духовное развитие превозмогло неадекватные поведенческие проявления. Маша в 5 лет запела, благодаря занятиям музыкой с простым музыкальным педагогом, потом научилась читать, а благодаря чтению – заговорила, потом начала писать. Они пели самые простые песенки, учились играть на разных легких музыкальных инструментах и танцевали. Вначале Маша как-то совершенно беззвучно шептала песни, а потом они вместе с папой записали дома целый альбом на компьютере с самодельными фонограммами и пением в микрофон — и Маша смогла услышать себя, что ее еще больше простимулировало на дальнейшие результаты. Мария – живое и прекрасное доказательство того, что Бог дал талант каждому, в том числе ментальным инвалидам, и иногда он спрятан настолько глубоко, что раскрывать его, добираться до него приходится долгими годами, прежде всего — поверив в то, что он есть. Маша регент на клиросе, не потому, что папа священник, а потому, что благодаря своим волевым усилиям, вопреки тяжёлой болезни, с помощью Божией, оказалась самой ответственной и способной стать на замену заболевшего регента. Маша и её родители – это надежда всем тем родителям, которые Божьим промыслом поставлены в ситуацию преодоления своей зависимости от общественного мнения и оценочных стандартов, родителям, услышавшим один из самых страшных приговоров – что их ребенок ментальный инвалид. И самое главное, Мария послужила примером для всей особой группы Алчевской молодёжи с ментальной инвалидностью, подарив им надежду, веру и ресурс для творческого развития.
Список использованной литературы:
- Особый человек в храме: помощь людям с нарушениями развития и аутизмом / И. Лунёв, Е. Стребелева, Е. Баенская [и др.] – М.: Лепта Книга, 2017. – 288 с. – (Серия «Азбука милосердия»: метод. и справ. пособия.)
- Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Киев: АДЕФ-Украина, 2013. С.142-145.
- Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы: учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2003.
- Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 2006. С. 182-183.
- Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – М.: Благовест, 2001. С. 27-28.
- Ванье, Жан. Каждый человек – священная история. – М., 2009.
- Пособие «Духовно-нравственная поддержка детей и подростков с отклонениями в умственном развитии»/res ources .html. // Санкт-Петербург, 2016. С.2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knebu.org/userfiles/block.pdf
- Мелехов Д. Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни: сборник. – 3-е изд., испр. – М., 2003.
Елизавета Дьяченко, рук. Алчевской духовной лечебницы