Ребёнок: Ольга*, 4,5 года. На октябрь 2014 года: задержка речи, ребенок не повторяет за взрослыми звуков, не улыбается в ответ на улыбку, не проявляет эмоций с помощью мимики. Отсутствие осознанных обычных жестов, таких, как указывать пальцем, простирание руки, чтобы дотянуться или помахать на прощание – есть хаотичное махание руками, ярко выраженный сосательный рефлекс. Трудности при контакте глаза в глаза. Внимание отсутствует. Самостоятельно не ест, не одевается, нет навыков самообслуживания.
Цель занятий с реабилитологом: увеличение тонуса мышц, выявить врожденные рефлексы — возникающие в ответ на специально производимые раздражения, (подошвенный, спинной, ножной и др.). Достигнуть уровня ребенка 3 – 4 летнего возраста, чтобы была возможность перейти к навыкам самообслуживания. Добиться реакции ребенка на команды взрослого.
Комплекс упражнений
Пассивное упражнение — «топание». ИП — на спине, ногами к краю стола. Обхватывают ладонями голени ребенка, сгибают его ноги в тазобедренных и коленных суставах, после чего опускают попеременно стопы на стол (8-12 раз).
Пассивное упражнение — сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах. ИП — на спине, ногами к краю мата. Обхватывают одновременно обе прямые ноги ребенка и сгибают и разгибают их в тазобедренных суставах (10-13 раза).
Рефлекторное упражнение — поворот со спины на живот вправо и влево. ИП — на спине, ногами к краю мата. При удержании ребенка правой рукой за его прямые ноги, а левой — за его согнутую в локте правую руку путем поворота таза стимулируют поворот ребенка со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой — его согнутую в локте левую руку (10-12 раза в каждую сторону).
На развитие мелкой и крупной моторики:
Упражнение «Прищепки»
Цель: улучшить моторику и силу руки.
Задача: прикрепить шесть прищепок на маленькую коробку.
Материал: шесть пластиковых прищепок, небольшая коробка.
Процедура: до начала действий проверьте, чтобы прищепки были не тугие. Продемонстрируйте ребенку, как сжимать концы, чтобы открыть и закрыть прищепку. Затем прикрепите прищепку на коробку.
Дайте одну прищепку ребенку и помогите ему открыть ее и прикрепить на край коробки. Похвалите ребенка и дайте ему еще одну прищепку.
Постепенно уменьшайте давление своих рук, пока ребенок не будет делать большую часть работы сам.
Когда ребенок сможет прикреплять прищепку на коробку без помощи, положите перед ним шесть прищепок и попросите прикрепить их все. Затем попросите снять их и положить в коробку. Хвалите ребенка каждый раз, когда он завершает деятельность.
Упражнение «Захватывание объектов»
Цель: улучшить навык захвата и двигательный контроль.
Задача: перенести 10 предметов разного размера, по одному, из обруча в коробку.
На 1 февраля 2015 года: Заметно снижение сосательного рефлекса. Заметно снизилось непроизвольное слюноотделение. Ребенок делает попытки произносить слова – папа, баба. Улучшилась мелкая моторика.
Уровень внимания стабильный в течение 3-5 минут. Выработался навык захвата предметов ( как самостоятельное поднятие, так и перекладывание предмета из рук в руки).
Продолжаем работу на развитие координации, на развитие зрительного восприятия, на развитие мелкой и крупной моторики. Развиваем навык диалогического взаимодействия в игре: «отдай игрушку».
Цель: помочь ребёнку выработать ответное действие на просьбу «дай».
*Имя ребенка изменено в интересах конфиденциальности
Елена Косенко, реабилитолог Алчевской духовной лечебницы