Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

К 8-летию Алчевской духовной лечебницы: Интервью с духовником лечебницы, протоиереем Виталием Цыбой

Отец Виталий, вот уже 8 лет мы наблюдаем самоотдачу сотрудников Алчевской духовной лечебницы. Как педагоги лечебницы понимают каждого человека, не зависимо от его интеллектуального развития?

— Самое главное, чтобы понять человека, нужно постараться поставить себя на его место. Попытаться его почувствовать, как он ведёт себя, как на него смотрят с другой стороны, что он при этом чувствует. Это то, что опытно научились делать наши сотрудники.

 — Расскажите о своих встречах с особыми детьми лечебницы. Как понять, что вы достигли той самой внутренней диалогичности, сохраняя и внимание к собеседнику, и дистанцию, при этом учитывая то, что собеседник – ментальный инвалид?

— Я  вначале выстраиваю простое доверительное общение.  Не пытаюсь сразу говорить о Боге. Только через время, когда выстроено доверительное общение, только тогда говорю, что есть Бог, Божья Матерь, спрашиваю:  умеешь ли креститься, знаешь ли «Отче Наш».

— Удаётся ли вам дать стойкое понятие о Боге ментальным инвалидам, предположим со средней степенью тяжести умственной отсталости?

— У нас в лечебнице есть такие подопечные. Они очень часто всё забывают, хотя некоторые, очень яркие моменты помнят. Например, что Иисус Христос крестился. Любят Рождество, знают, как пастухи пришли. Я им всегда рассказываю Евангельские истории в виде интересных детских сюжетов, а затем мы часто пересказываем услышанное, так, что они уже точно знают главные фразы, например: «Пришли пастухи, а младенчик там лежит, и они были очень рады», —  это запоминается и эмоционально и визуально, закрепляем просмотром цветных картинок и мультфильмов на Евангельский сюжет, раскрашиванием раскрасок, знакомимся с иконами.

Как вы своим подопечным даёте понятие греха и покаяния?

— Каждый ребёнок индивидуален, по-другому не может быть, а тем более с  ментальными инвалидами. Не могу сказать, что нужно по отношению ко всем делать. Мы начинаем общаться с воспитанниками лечебницы в игровой форме, до возникновения взаимопонимания, и только затем говорим о проступках и их исправлении, о грехе и покаянии, в доступной, для данного момента, форме. Так как каждому моменту общения соответствует свой уровень впитывания информации, состояние самочувствия, настроения, предшествующих событий и иных факторов, оставляющих свои следы на детском восприятии.

А бывает, что у вас запрограммирована какая-то с ними тематическая встреча и подобран материал, а когда приходите, то понимаете, что не можете беседовать по заготовкам.

— Такое бывает всегда. Я придумаю, о чём буду говорить, прихожу, а у них совсем другая ситуация, другие произошли события, они настроены на другое. Они смотрят на меня в ожидании актуального для них, здесь и сейчас! Потому на ходу меняем занятие.

Как вы удерживаете их внимание даже на актуальном материале, учитывая быстрое утомление и отвлекаемость?

— Я даю им то, чего просто нельзя обойти из самых важных тем, даю только малую часть. Они должны понимать Кто Такой Бог Господь, Божья Матерь, какие имеют отношения к нам Заповеди Божии, почему мы должны их соблюдать. Вот это самое главное. То есть мы основу им даём и её постоянно поддерживаем. Допустим, 2-3 урока провожу, используя разный материал, стимулирующий разные органы чувств, а потом начинаю заново, но по-другому.

Скажите пожалуйста, влияет ли ваше служение на вас лично и на вашу семью? Отражается ли на вас работа с ментальными инвалидами, или нет?

— Любая встреча с человеком отражается на человеке. Начинаешь по-другому воспринимать разнообразие жизни, понимаешь, что ты далёк от полноты знания Божьего мира и Божьих людей, которые по-другому мыслят, живут другими критериями и нуждами.

Как вы узнаёте, что есть плод вашей катехизации, если ментальный инвалид не стал ходить чаще в храм?

— Да всё равно видно. Вот они присутствуют на службе, видно, что они крестятся, меньше отвлекаются. То есть внешние какие-то признаки. Они начинают по-другому на исповеди себя вести, к чаше подходят более благоговейно. Пускай это малая доля, малый процент, но он есть.

Я не могу вам всех тонкостей описать, потому что это видно у каждого из ребят по-своему. Вот взять Евгения, он через год стал меньше слов непотребных произносить, большее уважение имеет к Богу. Это маленький процент, но он чувствуется. Когда человек старается очистить душу, у него остаются такие же руки, ноги, хотя в душе многое меняется, и это всё равно видно, так сказать, облик меняется. Ну, это благодать Духа Святого действующего на человека.

Батюшка, вы служитель Божий, значит всё, что делаете для этих детей, делаете во Славу Божию? 

— Так оно есть и должно быть. Чем тебе хвалиться, как сказано в Евангелии: «Мы рабы неключимые, мы делаем то, что нам должно делать». Именно в рабстве Божием, человек получает истинную свободу. Я служу Богу, и вот эти люди, которые приходят к Богу через своё особое состояние, через ментальную инвалидность, они тоже служат Богу! И мы сослужим и друг другу и Богу.

—  Как вы думаете, они могут ощущать жизнь полноценной для себя, радоваться жизни, наслаждаться ею и быть счастливыми, чувствовать себя счастливыми.

— Для каждого человека в жизни, есть доля счастья. Не может быть такого, чтобы человек полностью 100% был несчастен.  Но самое высшее счастье для человека это Бог, приближение к Богу, общение с Богом в молитве, приобретение Благодати Святого Духа!

Мы не знаем, что меняется в душах у наших воспитанников, но что-то меняется, не дано нам это знать. А душа как колосок, она растёт-растёт и не видно как. Вот так и Благодать Духа Святого в человеке действует, она каким-то образом его обогащает, каким-то образом снабдевает, даёт какую-то радость и утешение. И не каждый человек может это понять, почему наши воспитанники сюда приходят, почему им не хватает духовного общения и занятий в лечебнице. Потому, что они попробовали сладкое, им уже не хочется горького.

То есть, они сами себе уже помогают, говорят, — я хочу туда пойти, там хорошо, там Боженька, в какой-то мере помогают самим себе развиваться?

— Конечно. Они просто чувствуют свою нужность, понимаете, это сверх важно, когда человек чувствует свою нужность!

Значит, на приходе главное организовать такую среду, чтоб они чувствовали себя нужными в этом коллективе, в этом приходе.

— Ну Конечно! Это просто самый важный момент — радость общения!

IMG_2223 IMG_7134 OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Интервью записал волонтёр Алчевской духовной лечебницы,

Игорь Глушко