Эдуард, 6 лет (ДЦП). В Алчевскую духовную лечебницу обратились за комплексной помощью. С мальчиком работали: массажист, реабилитолог, психолог, коррекционный педагог, логопед
Жалобы родителей психологу: нарушение психо-речевого развития, утомляемость.
В ходе психологической диагностики были выявлены следующие особенности развития ребенка:
Низкий уровень развития мелкой моторики. Работает левой рукой, правую руку использует неохотно, испытывает трудности при удержании предметов.
Восприятие: замедленное, информацию воспринимает лучше зрительно, нежели на слух.
Внимание: поверхностное, недостаточность концентрации внимания. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
Память: снижен объем механической памяти.
Мышление: отмечается поверхностность мышления, недостаточность развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания.
Наблюдаются нарушения сенсорно-перцептивных процессов (ощущения и восприятие), с помощью которых осуществляется восприятие окружающей действительности, своего внутреннего опыта и внутренних ощущений.
На контакт идет, доброжелателен, интерес проявляет не ко всем заданиям, но охотно использует помощь взрослого.
По результатам диагностики, были предложены коррекционные занятия. В общем плане работы с ребенком были выделены следующие направления:
— развитие мелкой моторики;
— развитие познавательных процессов;
— развитие скорости восприятия объектов.
— обучение продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации.
— консультативная помощь родителям.
— профилактика эмоциональных нарушений.
На занятиях в первую очередь уделялось внимание развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:
1.Обучение многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.
2.Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).
3.Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.
Использовались различные упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия, сенсорные игры.
Велась работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук (пальчиковая гимнастика, собирание мозаики, различные виды конструирования).
Использовались в играх упражнения, развивающие саморегуляцию и обучающие самообслуживанию, например завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т.д.
Для снятия психоэмоционального напряжения применялись элементы музыкотерапии. Также, с целью коррекции эмоционального дискомфорта ребенка использовались игры с песком.
В процессе коррекционной работы было необходимо сформировать у ребенка желание к деятельности и развитие при этом познавательных интересов. Занятие было поделено на несколько частей, каждая из которых направлена на развитие какой-либо функции.
Результат: Ребенок проявлял интерес к большинству заданий, возросла концентрация внимания. Действуя с предметами, ребенок начал обнаруживать их отдельные качества, отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах. Сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме. Созданы предпосылки для развития произвольной памяти. Прослежена благоприятная динамика умственного развития ребенка. Дальнейшая работа с ребенком продолжается.
Инна Сидорова, психолог-волонтёр АДЛ