Самое главное в работе профессионалов Алчевской духовной лечебницы – дарить любовь и надежду детям.
Одна из важнейших задач — помочь маленькому человечку преодолеть трудности в общении, дать возможность поверить в свои силы, понять, что он талантлив, что он нужен, принимаем и любим другими людьми.
Миссия логопедов Алчевской духовной лечебницы: не просто учить детей говорить правильно, преодолевая трудности произношения звуков родной речи, но и вселять в детские души веру в свои возможности. А когда видишь, как горят глаза ребенка от того, что он научился произносить сложный, неподдающийся звук и стал более уверенным среди сверстников, понимаешь, что ради этого стоит жить и работать. Нет большей радости, чем видеть широко распахнутые, пытливые детские глаза, слышать первый, не совсем четкий, но все-таки появившийся после долгой упорной работы звук.
За прошедший учебный год в Алчевской духовной лечебнице специальную помощь получили дети с разными нарушениями развития, в основном:
— с тяжелыми нарушениями речи, где первичным дефектом является недоразвитие речи;
— с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где первичным нарушением являются — двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
— с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабо выраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
— с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), где первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
— с расстройствами аутистического спектра;
— неговорящие дети — дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности.
На логопедических занятиях в лечебнице решались следующие задачи:
— устранение дефектов произношения;
— развитие фонематических процессов;
— развитие навыков анализа и синтеза звуко — слогового состава слова;
— развитие лексического и грамматического строя речи;
— совершенствование тонкой моторики.
— развитие фонематического слуха, внимания, памяти;
— развитие интереса и потребности к процессу речевого общения;
— умение различать неречевые и речевые звуки;
— умение подражать неречевым и речевым звукам;
— развитие артикуляционной моторики;
— развитие мелкой моторики рук;
— умение определять место звука и буквы в слове (начало, конец);
— умение соотносить звук и букву.
Для учащихся с нарушением коммуникативной функции речи:
-установление положительного эмоционального контакта с ребенком;
-формирование начальных навыков понимания речи;
-обучение экспрессивной речи обучения навыку подражания артикуляционным движениям;
-обучение выражать свои желания при помощи звуков и слов.
Наши коррекционные занятия в Лечебнице направлены на развитие всех речевых компонентов, применялись методики Нищевой Н.В., Н.Э. Теремковой Н.Э., Ткаченко Т.А., Новиковой – Иванцовой Т.Н., Азовой О.И., Комаровой Л.А.
Вся работа проводилась в тесной взаимосвязи с родителями. Были проведены консультации:
1 «Как научить ребёнка говорить?»;
- «Как пополнять словарный запас у детей»;
- «Советы логопеда по развитию речи»;
- «Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения»;
- «Как научить ребёнка пересказывать тексты»;
- . «Что такое словотворчество»;
- «О чём разговаривать с дошкольником»;
- «Требования к речи взрослого»;
- «Дыхательные упражнения»;
- «Речевые игры по дороге в Алчевскую духовную лечебницу».
В рамках самообразования логопеды приняли участие в вебинарах:
- 2020г. – вебинар «Мерсибо» по теме: «Использование интерактивных, настольных и напольных игр в работе с детьми логопедической группы»
- 2020г. – вебинар «Мерсибо» по теме: «Многофункциональный подход к процессу обучения чтению у детей с ОВЗ с использованием интерактивных технологий»
- 2020г. – вебинар «Мерсибо» по теме: «Эффективные игровые методы в работе над постановкой и автоматизацией сонорных звуков»
- 2020г. – вебинар «Мерсибо» по теме: «Проведение дистанционных развивающих занятий с детьми с помощью интерактивных технологий»
- 2020г. – вебинар «Мерсибо» по теме: «Актуальные направления логопедической работы по преодолению ОНР II и II-III уровня»
- 2020г. – вебинар «Мерсибо» по теме: «Преодоление трудностей постановки и автоматизации шипящих и свистящих звуков с помощью интерактивных игр»
- 2020г. – вебинар «Мерсибо» по теме: «Эффективная организация игрового процесса в работе над звукопроизношением детей с ОВЗ»
- 2020г. – вебинар «Мерсибо» по теме: «Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза простых слов у детей с ОНР»
- 2020г. – вебинар «Мерсибо» по теме: «Эффективное развитие лексической базы у детей с ЗПР и ОНР с помощью компьютерных игровых технологий»
- 2020г. – вебинар «Мерсибо» по теме: «Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у детей с помощью интерактивного тренинга «Читай-пиши без ошибок»
- 2021г. – вебинар «Мерсибо» по теме: «Использование настольных игр на развивающих и коррекционных занятиях с детьми»
- 2021г. – вебинар «Логоэксперт» на тему: «Кинезиотейпирование в работе логопеда»
- 2021г. – вебинар «Логоэксперт» на тему: «Нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда»
- 2021г. – вебинар «Центр образовательных технологий» на тему: «Как улучшить память»
Успех ребенка – это успех командной работы специалистов Алчевской духовной лечебницы. Мы нужны детям, чтобы маленький человечек поверил в свои силы, преодолел и превзошел себя. Любой успех наших воспитанников становится большой победой команды профессионалов Алчевской духовной лечебницы!
Татьяна Терещук, логопед АДЛ