Дети – это радость, это счастье в семье. Когда семья ждет ребенка, особенно первенца — ожидания возникают самые радостные. Многие родители представляют себе образ идеального ребенка из рекламы – спокойного, весёлого, здорового, тихонько сопящего в кроватке. Будущие мамы представляют, как будут заботиться о малыше, как будут играть вместе, выстраивать идеальные отношения.
Но по факту, к детскому смеху в доме прибавляются еще и истерики, диатез, хронический недосып у мамы и прочие «радости», а иногда и более серьёзные проблемы со здоровьем и развитием ребёнка.
Обычно родители идут к психологу тогда, когда ситуация уже выходит из-под контроля, когда родители сами справиться уже не могут. Причины возникновения таких ситуаций разные: это и неправильные принципы взаимоотношений между членами семьи, неправильные методы воспитания ребёнка, разрушение ценностей старшего поколения, и деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Вследствие чего появляются сложности с поведением, развитием детей, различные психосоматические заболевания и т.д.
Также различные врожденные заболевания у ребёнка являются причиной нарушений в психическом и физическом развитии ребенка.
В прошедшем учебном году в Алчевскую духовную лечебницу чаще всего обращались родители со следующими проблемами у детей:
Замкнутость, обидчивость, депрессивность, необщительность, нервозность, неуправляемость поведения, агрессия и самоагрессия. Родителей также часто беспокоило то, что ребенок не хочет играть и общаться с другими детьми, не может подойти познакомиться, включиться в игру, застенчив, нерешителен. Иногда такие черты проявлялись у детей на фоне расстройства аутистического спектра, ДЦП и др. нарушений развития.
Тревожно-фобическое расстройство встречается чаще у подростков. Такой ребенок постоянно чем-то обеспокоен, напряжен, чрезмерно осторожен и боязлив. Есть трудности с засыпанием, часто снятся кошмары, расстройства пищеварения из-за переживаемой тревоги. На этом фоне у некоторых детей появляется задержки в развитии и трудности в обучении, ребенку страшно начинать что-то новое или делать что-либо самому, происходит снижение самооценки. Были случаи, когда ребёнок чувствовал себя несчастным, нелюбимым, иногда даже говорил, что он не хочет жить.
Параллельно с психо-речевыми и психологическими проблемами детей, родители озвучивают жалобы на частые простудные болезни ребенка, хронические или психосоматические заболевания.
Недавний случай из практики в Алчевской духовной лечебнице:
Обратились родители мальчика Антона, 5 лет, с жалобами на неуправляемое поведение: агрессивные выпады в сторону мамы, частые истерики в общественных местах и дома, нежелание выполнять просьбы взрослых и нарушение развития речи.
На консультации с мамой выяснилось, что в младенческом и раннем возрасте отсутствовал глубокий психологический контакт с мамой. Общение с ребенком сводилось к удовлетворению его основных физиологических потребностей (накормить, одеть, обуть, «чтобы был не хуже, как все»), сделать замечание, если что-то не так, наказать, когда ребёнок ведёт себя «плохо», т.е. неудобно для родителей. Родители свободное время обычно проводят в соц. сетях. В семье применяются физические наказания, практически отсутствует общение с бабушками и дедушками. Между членами семьи нет единства в вопросах воспитания ребёнка. Созданы неблагоприятные условия воспитания для ребенка. Мальчик своим деструктивным поведением привлекает к себе любое внимание значимых взрослых. На этом фоне появились задержки в развитии: уровень ознакомления с окружающим миром чрезвычайно низок, развитие речи идет с задержкой, уровень развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение, восприятие) ниже среднего уровня. При этом познавательная активность у ребёнка высокая и присутствует желание контактировать со взрослыми. Интеллект сохранен, с удовольствием включается в игру и выполняет предложенные ему задания. Особенно, если взрослый проявляет интерес к мальчику.
При работе с мальчиком были использованы методы песочной терапии, игровой терапии, арт-терапии. Дидактические материалы, стимулирующие развитие познавательных процессов и общей эрудиции. Параллельно проводились занятия и с логопедом лечебницы.
Мальчик с интересом включался в работу. Маме на каждом занятии давались рекомендации по использованию конструктивных методов общения и воспитания сына и взаимодействию с остальными членами семьи. Мама пошла на взаимодействие с педагогом и проявила большой интерес к данным ей рекомендациям. Родители начали проявлять интерес к ребёнку, гулять с ним, играть, отвечать на вопросы мальчика. К концу цикла занятий мальчик стал более уравновешен, реже стал проявлять агрессию, расширился кругозор ребёнка, заметно улучшился уровень развития познавательных процессов. Конечно, не все еще проблемы решены, но положительная динамика появилась.
Обращений с подобными проблемами с детьми дошкольного возраста в течение прошедшего учебного года достаточно много. Все семьи разные – проблемы схожие. К сожалению, современные родители мало интересуются внутренним миром своих детей. Гаджеты, соц. сети, поглощают всё свободное время взрослых.
Да и детям вместо книг с большой радостью взрослые дарят планшеты, современные смартфоны, лишь бы не мешал. А для ребенка важно ощущение того, что его чувства и интересы значимы для взрослых и учитываются при принятии каких-либо решений, что дети могут говорить о своих потребностях, и их потребности будут по возможности удовлетворяться. А этого не происходит. Поэтому по мере взросления ребёнка и возникают различные отклонения в психике, соответственно и в поведении. Хорошо, если родители вовремя обратятся к специалистам и прислушаются к рекомендациям.
Если же этого не происходит, то в подростковом возрасте возникают более сложные проблемы.
В этом году часто обращались родители подростков от 12 до 17 лет, с просьбой: «сделайте что-нибудь!»
Чаще всего родителей беспокоили такие проблемы: нарушение ночного сна, страхи, панические атаки, неумение находить общий язык со сверстниками, неприятие себя, низкая самооценка, отсутствие желания учиться, что-либо делать, отсутствие жизненных целей и интереса к жизни. Всё это на фоне бесконтрольного зависания детей в виртуальном мире, в основном, это компьютерные игры с элементами насилия. Напуганные страшными персонажами, распространенных компьютерных игр, такие подростки живут в своём виртуальном мире. Боясь этих кошмаров, бывает, что дети и подростки прибегают по ночам к родителям, чтобы спастись от своих еженощных мучителей. Многие из обратившихся родителей жалуются на это. Дети становятся «пленниками» виртуальных «ужастиков». Очень часто на этом фоне появляются и психосоматические заболевания.
При родителях подростки отказываются рассказывать о своих навязчивых страхах и ночных кошмарах, связанных с компьютерными играми. А если и соглашаются в кабинете психолога рассказать об этом, то для родителей эта информация становится настоящим шоком. Родители начинают понимать, почему их детки кричат и стонут по ночам, лунатят, боятся всего и часто затрагивают тему смерти.
Если вовремя не обратить на это внимание и не обратиться к специалисту, то есть большая вероятность того, что такие дети могут искать смерть как зацеперы или не смогут пересилить желание спрыгнуть с высоты многоэтажки.
Для компьютерных игроманов часто становится невыносимо жить в мире страхов в ожидании многократно пережитой во снах и играх ужасной смерти. Их перестаёт интересовать реальная жизнь. Поэтому игровая зависимость часто переходит в наркотическую, что в большинстве случаев заканчивается для них также ранней смертью.
Психотерапия детей и подростков с такими проблемами требует индивидуального подхода с учетом особенностей восприятия мира, родительских установок и семейных сценариев. С этой проблемой можно справиться только после преодоления всех навязчивых страхов.
На первых занятиях, когда психолог просит нарисовать свой страх, ребята начинают рисовать свои страхи, сны и фантазии, где много крови, убитых, отрезанных голов, пустых глазниц, могил…. И все это очень пугающе рисуется на белом фоне чёрным цветом, и красным, изображающим кровь…
При работе с такими ребятами хорошие результаты даёт использование метода рилив-терапии, который включает в себя и метод арт-терапии (лепку). Хорошо работает сказкотерапия, метафорические карты, а также метод релаксации в комплексе с музыкотерапией.
В конце курса занятий можно отметить: избавление детей от многих страхов и ночных кошмаров, улучшение общего самочувствия, исчезновение некоторых симптомов заболеваний. Также, уменьшается время, проведенное за компьютером в играх, многие дети перестают играть или совсем, или меняют игры с насилием, на игры познавательного характера, начинают интересоваться информатикой, созданием программ, компьютерным дизайном, рисованием. Появляется интерес к общению со сверстниками. Начинают задумываться о будущем.
И, конечно работа с детьми ведётся при тесном взаимодействии психолога с родителями и четком выполнении родителями всех рекомендаций специалиста.
По мере взросления ребёнка, родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу поведения в социуме.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно, интересоваться жизнью и его внутренним миром. И тогда все сложности воспитания детей с Божьей помощью, можно будет успешно преодолеть!
Инна Сидорова, психолог АДЛ