При тяжелых нарушениях речи у детей, логопеды Алчевской духовной лечебницы нередко диагностируют нарушения иннервации мышц, когда дети не могут переключать артикуляционную позу, ощущать тонкие движения языка и губ. Детская речь невнятна, многие звуки произносятся искаженно. В таких случаях необходим логопедический массаж специальными зондами. Он позволяет нормализовать тонус мышц, ускоряет постановку звука. Без зондового массажа не получится провести коррекцию любой формы дизартрии, без него постановка звуков потребует нескольких лет, а в большинстве случаев результат будет нулевым. Для улучшения качества работы логопедов и дефектологов, друзья Алчевской духовной лечебницы закупили нам в дар необходимейшие наборы специализированного зондового инструментария, что в разы улучшило результативность комплексной помощи специалистами лечебницы.
В настоящее время увеличивается число безречевых детей, которых родители приводят к нам на консультацию. До трех лет эти малыши общаются в основном жестами, мимикой, отдельными звукокомплексами и слогами. В данном случае, при моторной алалии, мы принимаем таких ребят на коррекционные занятия, где логопедами используется зондовый массаж, что в свою очередь стимулирует поступление сигналов в головной мозг и способствует развитию пораженных отделов. После проведённого курса зондового лечения у наших подопечных появляются звукоподражания, улучшается качество говорения.
При ринолалии, благодаря зондам, мы разминаем послеоперационные швы у детей, зондами также стимулируем работу мышц.
Длительность курса зондового массажа для воспитанников лечебницы, в среднем 10 процедур. Перед началом курса специалист проводит обследование ребенка, осматривает органы артикуляции, определяет тонус, составляет подборку упражнений.
Длительность процедуры зависит:
— от возраста;
— от степени дефекта;
— личностных особенностей.
Минимальное время – 5 минут, максимальное – 25 минут. Воздействие не должно вызывать боли, хотя допускается небольшой дискомфорт. Дети могут бояться зондов, так как они напоминают медицинские инструменты. Мы стараемся подключать зондовый массаж после игровых развивающих занятий, перед началом массажа даём ребёнку потрогать зонды, поиграть с ними, провести сеанс массажа на игрушках, что помогает успокоению малыша и его психологической готовности к процедуре.
При негативизме, истериках, агрессии, особенно у детей, имеющих аутистический спектр проблем в развитии, первый сеанс длится буквально несколько минут. Начинаем логопедический массаж с поглаживания губ, щек, кончика языка. При ярко выраженном рвотном рефлексе воздействие начинаем с легкого прикосновения, массажируя постепенно.
Логопедический массаж часто вызывает неприятные ощущения, поэтому мы стараемся предусматривать для ребят небольшие поощрения, родители могут затем купить ребёнку вкусняшку, которой не балуют, но используют подобные поощрения для мотивации к занятиям.
Степень воздействия инструментов выбирает специалист.
Основными техниками логопедического массажа являются:
— давление,
— скольжение,
— сжатие,
— растирание.
Выбор техники также делает логопед.
Каждый комплект инструментов используется один раз. После использования происходит его дезинфекция, для чего в Алчевской духовной лечебнице проводится стерилизация инструментария в сухожаровом шкафу.
Спасибо всем нашим друзьям, благодаря помощи которых, в Алчевской духовной лечебнице проводится высококвалифицированная работа с использованием новейшего инструментария и других научно-технических достижений.
Лариса Смолякова, логопед АДЛ