Вся логопедическая работа в Алчевской духовной лечебнице делится на две части: работа над речью и работа над языком.
Работа над языком, начинается с того момента, как появляется содержание, т.к. там где есть содержание – есть мышление, есть язык. А база языка формируется работой над ритмом, интонацией, цепочек звуков и слогов и т.д.
В настоящее время у многих подопечных Алчевской духовной лечебницы часто наблюдается недоразвитие речи: это и нечеткое произношение звуков, и нарушение слоговой структуры слова и крайне бедная невыразительная связная речь, — что требует квалифицированной помощи логопеда.
Нарушения слоговой структуры бывают различного вида. Например, при стечении согласных, одна из них часто пропускается: [тичка] (птичка), [сина] (свинья), [малеки] (маленький) и т.д., в сложных по слоговой структуре словах чаще отмечаются замены, пропуски и перестановки звуков, более выражена аппроксимация: [точика] (звездочка), [кафеты] (конфеты), [кика] (кисточка), [каказа] (стрекоза).
То же можно сказать и в отношении длины слова: чем оно длиннее, тем больше вероятности появления в нем разнообразных фонематических нарушений (особенно замен по типу аппроксимации), разумеется, при отсутствии влияния всех остальных факторов.
Поэтому, очень важна работа логопеда над ритмом и темпом речи, на которые накладывается содержательная сторона. От ритмов и темпа зависит реализация языковых явлений в речи. Особенно для русского языка важен ритм, темп и интонация. От ударения в слове меняется само содержание слова, например: зАмок, замОк. Если не будет ритма и темпа, не просто не будет плавности речи, не будет естественного разворачивания мысли.
Поэтому, с детьми, проходящими коррекционную программу в лечебнице, у которых выявлены подобные проблемы, мы начинаем формировать ритмы и темпы, а проще говоря, лепет.
Работа над лепетом начинается с произнесения открытых слогов. Ребенок пропевает под определенную мелодию слоги с опорой на символы звуков. Сначала используются звуки раннего онтогенеза (а, у, о, и, э, (иногда ы), м, н, в, ф, п, т,), затем включаются вызванные в процессе коррекционной работы звуки.
Предлагаем просмотреть мини запись с подопечным лечебницы:
Отработка слогов идет с опорой на символы звуков. Ребенку легче произнести требуемый звук, если предложить ему вспомнить как, например, капает дождик К-К-К, или воет волк В-В-В.
Существуют 4 типа нарушения слоговой структуры слова:
— если нарушено количество слогов;
— если нарушен тип слогов (был закрытый – открытый, стал открытый – открытый);
— если нарушена последовательность слогов,
— если изменяется ударность.
Для того, чтобы работать над ритмами, нужно иметь карты всех ритмов (их 6 и в них укладываются все 12 продуктивных классов) и научить детей делать пальцами рук «замочки». «Замочки» можно выполнять тихо и громко, отрабатывать умение выполнять тихие и громкие замочки можно опираясь на любые предметные картинки, объяснив предварительно детям что «замочки» соответствуют маленьким предметам, а громкие – большим.
Затем, постепенно, мы знакомим детей с картами ритмов. Опираясь на карты, дети проговаривают слова, не теряя количество слогов, т.е. идет коррекция 1-го типа нарушения слоговой структуры слова. Параллельно, конечно ведется работа по наполняемости слогов.
Используя звуки, которые произносит ребенок на данном этапе, подбираются картинки, в названиях которых только открытые слоги, и детям дается понятие об открытых слогах. Символом открытого слога является открытая дверь. Обычно дети легко усваивают этот материал. Далее вводится понятие закрытого слога (его символ – замок). Опираясь на наглядность, детям легче воспроизвести требуемые слоги, слова.
Методическими пособиями для данной работы в полной мере оснащены логопеды Алчевской духовной лечебницы, и наша методическая база регулярно пополняется, так же как и знания, умения и навыки логопедов лечебницы.
Лариса Смолякова, логопед АДЛ