Цитатник, составленный по проповедям праведного старца схиархимандрита Кирилла (Михличенко).
Бог, братья и сестры, нам с вами дает и душевные, и телесные таланты, которые мы с вами должны упражнять так, чтобы от этого была польза и нам, и другим людям. Ведь рано или поздно и от нас Бог потребует отчет: достойно ли мы распоряжались теми благами, которые нам вручил хозяин, Бог. Конечно, одних Бог наградит, тех, кто свои дарования употребил во благо. Других Бог накажет, как и наказал хозяин ленивого раба, который в землю закопал таланты.
И ведь, братья и сестры, не напрасно будут наказаны ленивцы, ведь ленивец все более и более отвыкает от труда, доходит до того, что он ни к чему бывает не способным, ведь ум и сердце ленивца направлены лишь только к тому, что способствует лени. Что лени способствует? Есть, пить, спать – вот удовольствие ленивца, он не приносит пользы ни себе, ни другим людям. Человек – земледелец, трудится в поле, имеет труд в доме, он крепнет физически. Ученый человек упорно трудится науками, он становится крепче умственно. Лишь только ленивец не приносит пользы ни себе, ни другим. Ветхозаветный мудрец, царь, пророк Соломон так пробуждает ленивца к труду: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?». Да и неприятно, братья и сестры, смотреть на ленивого человека, всегда ленивых людей бранят, да ими понукают, как неразумными животными, только человек трудящийся, как говорит апостол Павел, достоин и пропитания.
Вот, казалось бы, братья и сестры, у нас все с вами в порядке, каждый из нас трудится на своем месте. И домохозяйка, у нее больше всего трудов и по дому, и на рынок сходить, и в Церковь выбрать время. А это самый большой труд, это нужно заставить себя в Церковь прийти, но мы все с вами, братья и сестры, подвержены духовной лености. А духовная леность переводится словом – празднословие.
Вот как нас с вами предостерегает от празднословия святитель Игнатий Брянчанинов в своей книге «Отечник». Он рассказывает, что в монастыре, среди святых отцов, был великий муж, который был одарован такими благодатными дарами Духа Святаго, что этот муж видел то, чего никто не видел. И вот, что этот муж рассказывает. Однажды, он в монастыре увидел братию, которая беседовала между собой. Когда беседа была душеспасительная, и в этой беседе приводились отрывки или цитаты из Святого Евангелия, которые подтверждали истинность мысли, то среди этой братии появлялись Ангелы, радовались вместе с братией. Когда же разговор переходил в суетность, в празднословие, то Ангелы Божии удалялись от этих монахов, и там появлялись кабаны в струпьях. Это были демоны в образе свиней, которые радовались празднословию монахов. Этот святой муж ушел от этих монахов в келью, всю ночь плакал и всех увещал, чтобы никто не занимался празднословием, по- тому что празднословие делает нам с вами противными и Богу, и святым Ангелам.
А за 25 апреля в житии святых рассказывается, как некоторый пустынник поучал своего духовного сына спасительной добродетели. Слушая духовного отца, этот сын настолько задремал, что не мог даже очей своих поднять, но когда рассказывающий переменил тему разговора, начал празднословить, то слушающий встрепенулся, с великим вниманием слушал празднословие.
Так и у нас бывает, братья и сестры, когда нам говорят о Боге, о спасении души, мы с вами дремлем, но появись какой-либо балагун, начнет рассказывать небылицы, мы сразу встрепенемся, мы со вниманием слушаем, мы даже его похвалами забросаем. Вот таковые, братьи сестры, мы и есть на самом деле. Это о нас сегодня было святое Евангелие.
А поэтому, те святые дары, которые Бог вручил нам с вами, – мы должны ими дорожить, мы должны их приумножать, с тем, что- бы от этого польза была и нам, и другим людям. Только в этом случае мы можем надеяться, на то, что услышим благостный голос Хозяина, который нам с вами скажет: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». А радости, братья и сестры, у Господина нашего Господа Иисуса Христа, – этой радости не будет конца всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
Иллюстрация на заставке: Виктория Сопова