2 апреля 2019 года в ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко» состоялся Международный круглый стол «Современный взгляд на аутизм».
Организатором Международного круглого стола выступила кафедра дефектологии и психологической коррекции Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет».
В работе Международного круглого стола приняли участие специалисты, развивающие практику коррекционного образования в Луганской Народной Республике и России – ученые, педагоги, коррекционные педагоги, логопеды, сурдологопеды, тифлопедагоги, психологи, реабилитологи центров социальной реабилитации детей – инвалидов и центров развития ребенка, врачи, специалисты психолого–медико–педагогических консультаций, социальные педагоги.
В работе Круглого стола также принимали активное участие сотрудники ОО «Алчевская духовная лечебница».
Участники Международного круглого стола обсудили широкий круг вопросов, связанных с медико-социальными и психолого–педагогическими проблемами воспитания и обучения детей с аутизмом и растройствами аутистического спектра. Представили доклады о медико–социальном аспекте аутизма и расстройств аутистического спектра; о современных аспектах обучения и воспитания детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра, а также о психолого–педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра. Обсудили имеющийся в мире положительный опыт. От Алчевской духовной лечебницы выступила учитель-логопед высшей категории Смолякова Лариса Николаевна с докладом «Формирование понимания речи у детей с ранним детским аутизмом».
Тезисы доклада Смоляковой Л.Н.:
«…Детский аутизм рассматривается как биологически обусловленное особое нарушение психического развития, центральное место в котором занимают трудности коммуникации и социализации, тесно связанные с речевыми проблемами. Одной из основных причин первичного обращения родителей аутичных детей к специалистам является, как правило, именно «задержка» речевого развития.
В одной из древних книг написано, что мозг – это флейта, на которой играет господь Бог. Как настроена эта флейта, так она и будет извлекать звук. Мозг ребенка с аутизмом настроен таким образом, чтобы выдавать эту реальность. Этот ребенок живет в определенной реальности и она иная, нежели наша с вами.
Слово как звукокомплекс связано с каким-либо явлением окружающего мира. В лучшем случае мы видим это явление (предмет), а в худшем случае, если речь идет о глаголах, оно совершенно абстрактно и не представлено в пространстве. Таким образом, человек живет в пространстве наполненном звуками, которые для него ничего не значат. Поэтому так важна работа именно над пониманием речи. Развивать глагольный словарь можно с использованием интерактивных игр. В частности игры на диске Логомер (сайт Мерсибо).
У детей с аутизмом серьёзно страдает «интуитивное чувство языка», которое в норме является врождённым, и они действительно учат родной язык как иностранный. Если ребёнку не помогать — речь может так и остаться на уровне только шаблонов и её использование с целью коммуникации будет грубо ограничено.
Однако, если над эхолалией целенаправленно работать, в большинстве случаев на её базе можно развить у ребёнка речь, более или менее приближенную к привычной нам, хотя процесс этот и не очень быстрый. Некоторое своеобразие, ограниченность и «штампованность» речи могут остаться на всю жизнь, но это будет тот уровень, который позволит продуктивно общаться с окружающими и успешно социально адаптироваться.
Работая над преодолением этих затруднений можно использовать книги Т.Н. Новиковой – Иванцовой по формированию у детей с тяжелой патологией речи умения пользоваться фразой.
Сначала учим детей составлять предложения из двух слов: подлежащее и сказуемое. Ребенку предлагаем рассматривать предметные картинки, описывать изображенные на них предметы и, отвечая на вопросы КТО? / ЧТО? И ЧТО ДЕЛАЕТ? / ЧТО ДЕЛАЮТ? составлять предложение. Каждую страницу книги изучаем в соответствии с речевыми возможностями каждого ребенка. Особое внимание уделяем вопросам. Они должны быть конкретными, лаконичными и предполагать только один вариант ответа. Потом можно учить ребенка составлять предложение и распространять его второстепенными членами, используя пособие по обучению связной речи на основе разрезных картинок Савченко или «Фразовый конструктор».
Развивая у ребенка умение ориентироваться в пространстве, постепенно вводим «маленькие слова» предлоги, отрабатывая их значения на картинном и предметном материале. Далее можно работать с сюжетной картинкой и, если ребенок читает, отрабатывать понимание прочитанного, предварительно проработав изображенный на картинке сюжет, читать предложения и определять о чем или о ком оно.
Таким образом, используя на занятиях в Алчевской духовной лечебнице предложенные приемы, мы добиваемся стойкого положительного результата».
Предлагаем вниманию читателей видеоролик, который был использован в качестве ознакомления с работой Алчевской духовной лечебницы:
Анастасия Тертышная, директор ОО «АДЛ»