— Отец Виталий, вот уже 8 лет мы наблюдаем самоотдачу сотрудников Алчевской духовной лечебницы. Как педагоги лечебницы понимают каждого человека, не зависимо от его интеллектуального развития?
— Самое главное, чтобы понять человека, нужно постараться поставить себя на его место. Попытаться его почувствовать, как он ведёт себя, как на него смотрят с другой стороны, что он при этом чувствует. Это то, что опытно научились делать наши сотрудники.
— Расскажите о своих встречах с особыми детьми лечебницы. Как понять, что вы достигли той самой внутренней диалогичности, сохраняя и внимание к собеседнику, и дистанцию, при этом учитывая то, что собеседник – ментальный инвалид?
— Я вначале выстраиваю простое доверительное общение. Не пытаюсь сразу говорить о Боге. Только через время, когда выстроено доверительное общение, только тогда говорю, что есть Бог, Божья Матерь, спрашиваю: умеешь ли креститься, знаешь ли «Отче Наш».
— Удаётся ли вам дать стойкое понятие о Боге ментальным инвалидам, предположим со средней степенью тяжести умственной отсталости?
— У нас в лечебнице есть такие подопечные. Они очень часто всё забывают, хотя некоторые, очень яркие моменты помнят. Например, что Иисус Христос крестился. Любят Рождество, знают, как пастухи пришли. Я им всегда рассказываю Евангельские истории в виде интересных детских сюжетов, а затем мы часто пересказываем услышанное, так, что они уже точно знают главные фразы, например: «Пришли пастухи, а младенчик там лежит, и они были очень рады», — это запоминается и эмоционально и визуально, закрепляем просмотром цветных картинок и мультфильмов на Евангельский сюжет, раскрашиванием раскрасок, знакомимся с иконами.
— Как вы своим подопечным даёте понятие греха и покаяния?
— Каждый ребёнок индивидуален, по-другому не может быть, а тем более с ментальными инвалидами. Не могу сказать, что нужно по отношению ко всем делать. Мы начинаем общаться с воспитанниками лечебницы в игровой форме, до возникновения взаимопонимания, и только затем говорим о проступках и их исправлении, о грехе и покаянии, в доступной, для данного момента, форме. Так как каждому моменту общения соответствует свой уровень впитывания информации, состояние самочувствия, настроения, предшествующих событий и иных факторов, оставляющих свои следы на детском восприятии.
— А бывает, что у вас запрограммирована какая-то с ними тематическая встреча и подобран материал, а когда приходите, то понимаете, что не можете беседовать по заготовкам.
— Такое бывает всегда. Я придумаю, о чём буду говорить, прихожу, а у них совсем другая ситуация, другие произошли события, они настроены на другое. Они смотрят на меня в ожидании актуального для них, здесь и сейчас! Потому на ходу меняем занятие.
— Как вы удерживаете их внимание даже на актуальном материале, учитывая быстрое утомление и отвлекаемость?
— Я даю им то, чего просто нельзя обойти из самых важных тем, даю только малую часть. Они должны понимать Кто Такой Бог Господь, Божья Матерь, какие имеют отношения к нам Заповеди Божии, почему мы должны их соблюдать. Вот это самое главное. То есть мы основу им даём и её постоянно поддерживаем. Допустим, 2-3 урока провожу, используя разный материал, стимулирующий разные органы чувств, а потом начинаю заново, но по-другому.
— Скажите пожалуйста, влияет ли ваше служение на вас лично и на вашу семью? Отражается ли на вас работа с ментальными инвалидами, или нет?
— Любая встреча с человеком отражается на человеке. Начинаешь по-другому воспринимать разнообразие жизни, понимаешь, что ты далёк от полноты знания Божьего мира и Божьих людей, которые по-другому мыслят, живут другими критериями и нуждами.
— Как вы узнаёте, что есть плод вашей катехизации, если ментальный инвалид не стал ходить чаще в храм?
— Да всё равно видно. Вот они присутствуют на службе, видно, что они крестятся, меньше отвлекаются. То есть внешние какие-то признаки. Они начинают по-другому на исповеди себя вести, к чаше подходят более благоговейно. Пускай это малая доля, малый процент, но он есть.
Я не могу вам всех тонкостей описать, потому что это видно у каждого из ребят по-своему. Вот взять Евгения, он через год стал меньше слов непотребных произносить, большее уважение имеет к Богу. Это маленький процент, но он чувствуется. Когда человек старается очистить душу, у него остаются такие же руки, ноги, хотя в душе многое меняется, и это всё равно видно, так сказать, облик меняется. Ну, это благодать Духа Святого действующего на человека.
— Батюшка, вы служитель Божий, значит всё, что делаете для этих детей, делаете во Славу Божию?
— Так оно есть и должно быть. Чем тебе хвалиться, как сказано в Евангелии: «Мы рабы неключимые, мы делаем то, что нам должно делать». Именно в рабстве Божием, человек получает истинную свободу. Я служу Богу, и вот эти люди, которые приходят к Богу через своё особое состояние, через ментальную инвалидность, они тоже служат Богу! И мы сослужим и друг другу и Богу.
— Как вы думаете, они могут ощущать жизнь полноценной для себя, радоваться жизни, наслаждаться ею и быть счастливыми, чувствовать себя счастливыми.
— Для каждого человека в жизни, есть доля счастья. Не может быть такого, чтобы человек полностью 100% был несчастен. Но самое высшее счастье для человека это Бог, приближение к Богу, общение с Богом в молитве, приобретение Благодати Святого Духа!
Мы не знаем, что меняется в душах у наших воспитанников, но что-то меняется, не дано нам это знать. А душа как колосок, она растёт-растёт и не видно как. Вот так и Благодать Духа Святого в человеке действует, она каким-то образом его обогащает, каким-то образом снабдевает, даёт какую-то радость и утешение. И не каждый человек может это понять, почему наши воспитанники сюда приходят, почему им не хватает духовного общения и занятий в лечебнице. Потому, что они попробовали сладкое, им уже не хочется горького.
— То есть, они сами себе уже помогают, говорят, — я хочу туда пойти, там хорошо, там Боженька, в какой-то мере помогают самим себе развиваться?
— Конечно. Они просто чувствуют свою нужность, понимаете, это сверх важно, когда человек чувствует свою нужность!
— Значит, на приходе главное организовать такую среду, чтоб они чувствовали себя нужными в этом коллективе, в этом приходе.
— Ну Конечно! Это просто самый важный момент — радость общения!
Интервью записал волонтёр Алчевской духовной лечебницы,
Игорь Глушко