К психологам Алчевской духовной лечебницы часто поступают жалобы на агрессивное поведение младших школьников. Как известно, зачастую, агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах. Если проследить тенденцию образования внутрисемейной атмосферы в семьях агрессивных детей, то можно выделить некоторые особенности, характеризующие такие семьи.
Например:
- В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
- Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
- Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть из них равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
- У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
Позитивные отношения членов семьи
Воспитание – это та часть отношений с ребенком, которая отвечает за то, каким будет ребенок, а вот общение отвечает за то, какими будут отношения между родителями и ребенком. Открытое, позитивное общение – путь к прочной связи детей с родителями в любом возрасте.
Что можно посоветовать родителям в ситуации, когда они с детьми не понимают друг друга, когда взаимоотношения не складываются? Прежде всего, уважаемые родители, помните, наладить и улучшить ваши взаимные отношения с собственным ребенком вам помогут:
- взаимопонимание, терпение, умение сохранять мир в душе;
- проявление искренней заинтересованности, участия в том, что важно для ребёнка;
- личный пример в поведении, знакомство ребёнка со значимыми авторитетами в истории, культуре, обсуждение исторических и художественных персонажей, анализирование поступков как своих, так и литературных героев.
Если вы заметили, что ваш ребенок: агрессивен, испуган, встревожен, недоверчив, страдает от одиночества, не может поделиться своими проблемами, не умеет контролировать свое поведение, считает, что его недооценивают – какого бы возраста он ни был – ПОМОГИТЕ ему.
Ваши отношения могут быть такими:
- Любите своего ребенка и демонстрируйте ему это, например: обнимайте ребенка несколько раз в день. Любить, значит не навредить – старайтесь приучать ребёнка к тому, что полезно и уклоняться от неполезного.
- Уважайте и цените всех членов семьи, интересуйтесь жизнью друг друга вне дома, общайтесь доброжелательно, умейте мириться, примиряться, прощать и просить прощение.
- Прививайте любовь к прекрасному, к творчеству.
- Воспитывайте в своем ребенке самостоятельность и желание достижения цели.
- Поощряйте добрые проявления ребенка.
- Как можно больше общайтесь со своим ребенком.
- Рассказывайте о себе и о своих делах, интересуйтесь его делами.
- Выслушивайте до конца, что хочет вам рассказать ребенок.
- Если вам трудно выбрать тему для разговора, начните с самой простой для вас обоих: новости,события в школе, задумки, настроение, мечты и планы.
- Старайтесь проводить время вместе как можно чаще, хотя бы ужинать всей семьёй.
- Знайте его друзей, интересуйтесь где и как проводит время. Интересуйтесь, как он проводит досуг, контролируйте сколько и чем занимается в интернете и сайты, игры.
- Узнайте как можно больше о его учителях. Присутствуйте на родительских собраниях – это хороший способ познакомиться с другими родителями.
- Старайтесь быть правдивыми в общении с ребёнком, храните мир в себе и в своей семье! Будьте искренни и интересны!
Психолог Алчевской духовной лечебницы, Марина Покутняя