Психологическая помощь детям, это одно из самых востребованных направлений работы Алчевской духовной лечебницы. С сентября 2016 года диагностика новых подопечных лечебницы проводилась с целью ознакомления и определения реального уровня их развития. Диагностика включает в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).
Среди многих детей, которые начали заниматься с этого года, основной проблемой выявлено нарушение психо-речевого развития. Наблюдается нарушение формирования всех составных частей языковой системы: звуковой стороны речи (фонетики), а также смысловой (лексики и грамматики), сокращение количества слогов при воспроизведении сложных слов. Речевые высказывания отличаются бедностью. Ребёнок просто перечисляет те предметы и действия, которые непосредственно им воспринимаются. Эти дети не обращают особого внимания на число, род и падеж употребляемых слов и изменяют их довольно хаотично, переставляют местами звуки, слоги, слова, укорачивают слова при стечении согласных.
Причины нарушений очень разные: генетические аномалии, инфекционно-вирусные заболевания, длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, длительный прием антибиотиков.
У пришедших на занятия ребят наблюдается бедность опыта и плохо систематизированные знания об окружающей жизни, что также затрудняют речевое развитие ребёнка.
Также практически у всех детей выявлены эмоциональные нарушения развития: острая восприимчивость, впечатлительность, наличие страхов, тревожность. В основном это следствие военных действий, происходящих в нашем регионе (звуки войны, внезапный отъезд, расставание со значимыми близкими родственниками, переживания и страхи родителей и т.д.).
Внутренний мир ребенка состоит из ярких и счастливых для него воспоминаний. И когда в радостное существование врывается какая–либо травма, сила эмоций ребенка может быть настолько высока, что у него исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, так и чувство уверенности в себе и в близких людях. Сильный испуг или стресс, как известно, могут вызвать заикание, задержку психо-речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).
Предлагаем нашим читателям несколько общих советов для родителей, которые столкнулись с эмоциональными нарушениями у детей:
— в общении с ребенком постарайтесь сохранять искреннее спокойствие и показывайте свое доброжелательное отношение;
— чаще общайтесь с ребенком, расспрашивайте его, сопереживайте, интересуйтесь тем, что он чувствует, что происходит в его социальном окружении, какие новости, а также делитесь своими добрыми новостями;
— играйте или занимайтесь физическим трудом вместе, рисуйте, уделяйте ребенку больше внимания; обязательно следите за детским режимом дня;
— старайтесь не подвергать ребенка стрессам и излишним переживаниям;
— следите за тем, что смотрит ваш ребенок, насилие на экране телевизора или в компьютерной игре только усугубит эмоциональные нарушения;
— поддерживайте ребенка, помогайте сформировать уверенность в себе.
Психологами Алчевской духовной лечебницы составлены коррекционные программы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Занятия проводятся как индивидуально, так и в мини-группах. Родителям после занятий даются рекомендации и домашние задания для детей.
Мы помогаем детям и родителям, чтобы в каждом проживаемом дне они могли ощутить свою радость и поделиться этой радостью с другими.
Инна Сидорова, психолог-волонтёр лечебницы