Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

Психологический практикум в Алчевской лечебнице

Занятия с Серафимом* начались с ноября 2015 по март 2016 года.

По этой же программе работа велась и с другими детьми.

На начало занятий у детей  наблюдалась:

— высокая утомляемость;

— низкая работоспособность;

— недостаточная   сформированность   логического запоминания; пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания;

— незрелость эмоционально-волевой сферы;

— незрелость  учебной мотивации, игровой  характер интересов.

Были назначены  коррекционно-развивающие занятия.

Цель занятий:

— коррекция  познавательного развития;

— коррекция эмоционального развития;

— развитие произвольности в любом виде деятельности;

— развитие основных свойств внимания и памяти;

—  развитие воображения;

— развитие творческих способностей.

Основные  задачи занятий:

— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;

— накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего   окружения ребенка, природных явлениях;

-формирование   представлений  о  здоровом  образе  жизни.

-повышение уровня сенсорного и умственного развития;

— развитие речи;

— коррекция зрительной памяти, тренировка распределения внимания, контроль эмоционального состояния;

— развитие мелкой моторики.

На занятиях: осваиваем различные стороны окружающей действительности: ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, наиболее распространенными в данной местности, об условиях их жизни, сезонными изменениями в природе), учились  наблюдать за сезонными изменениями в природе (погода: небо ясное, пасмурное, облачное; облака (тучи) в ясный и пасмурный день; ветер холодный, теплый, слабый, сильный; осадки; воздух теплый, холодный, прохладный, почва в зависимости от температуры воздуха и осадков (твердая, липкая, мягкая, сухая), различать и правильно называть состояние погоды. Учились  с  детьми  узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинках. Учимся запоминать названия осенних, зимних, весенних, летних месяцев. Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка дорог  от снега, посадка деревьев, кустарников, цветов, овощей.

Учимся  относить  к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы. Знакомились с домашними и дикими животными (5-6 видов), учились различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам. Отнести конкретные виды животных к обобщающим понятиям: птицы, рыбы, насекомые, звери. На занятиях дети знакомились с местом проживания животных, узнавали, чем они питаются, какую пользу приносят людям. Учились правильно называть 3-4 вида насекомых (муха, пчела, бабочка, стрекоза). Изучаем свойства предметов. Расположение предметов в пространстве. Цвет предметов: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, белый, черный; их названия, различение часто смешиваемых цветов — красный – желтый – оранжевый, красный – синий – фиолетовый; различение изученных цветов по оттенкам.

Знакомимся с ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве, занятиями детей  дома, праздниками в семье).    Знакомим  детей с трудом родителей: где и кем работают   родители, что они делают на работе; закрепляем знания о занятиях братьев и сестре (ходят в детский сад, школу, на работу).

При изучении каждой темы старались обеспечить  взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

Математические понятия на занятиях, дети  усваивают в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями психолога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из палочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из деталей конструктора). Изучаем  форму предметов. Геометрические  фигуры (треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник).   Учимся  определять простую форму предметов.

Изучаем размер предметов: большой – маленький;  крупный, средний, мелкий; широкий – узкий; высокий – низкий; длинный – короткий.

Учим:

— различать правую и левую руку, правую и левую стороны тела и лица человека;

— определять правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны на рисунке, столе, листе бумаги;

—  уметь поместить и найти предмет по словесному указанию;

— создавать однородные группы предметов по одному признаку, по двум – трем признакам (цвету, форме, величине) по полной и неполной аналогии;

— употреблять слова, обозначающие изученные свойства (цвет, форму, величину) и расположение предметов в пространстве, в активной речи.

Учим группировать конкретные предметы (их изображения), используя обобщающие слова: деревья, кустарники, овощи, фрукты, ягоды, домашние и дикие животные, насекомые, птицы, рыбы, мебель, посуда, бытовая техника, игрушки, настольные игры, транспорт, обувь, одежда, спортивные принадлежности.

Учим активно употреблять слова, обозначающие изученные предметы и явления окружающей  действительности, называть основные и промежуточные цвета, использовать  предметно – образные названия, называть величину предметов, строить высказывания из 3-4- предложений, следить за правильным согласованием существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже, давать описания деревьев, животных.

В процессе занятий необходимо  — восполнить пробелы предшествующего развития; научить детей воспринимать и наблюдать окружающую действительность в количественных, пространственных и временных отношениях; расширить и обогатить сенсорный опыт, развивать мышление и речь.

Помимо описанного с детьми используются методы музыкотерапии, песочной терапии, арт-терапии, обучения с помощью сказки.

Итог: ребята стали проявлять больше интереса к занятиям, стали любознательны, поведение стало более произвольным, расширились знания об окружающей действительности, улучшилась концентрация внимания. Например, у Тараса* в начале года была негативная реакция на просьбу нарисовать что-либо. На последнем занятии он нарисовал человечка красками.

*Все имена изменены в интересах конфиденциальности

Сидорова Инна, психолог Алчевской духовной лечебницы