Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. Все мы с вами повседневно ощущаем и заботу, и любовь Святой Церкви, которая, как чадолюбивая мать, заботится о нашем спасении. Вот и сегодня, подготавливая нас с вами к великому подвигу святого поста, Святая Церковь для нашего духовного назидания предложила нам с вами Евангельское чтение, в котором содержится Евангельская притча о блудном сыне.
Непослушный сын, вытребовав от отца свою наследственную часть имения, ушёл в страну далёкую, чтобы там, вдали от отцовской опеки, жить свободно и наслаждаться земными благами. Но прошло короткое время свободной жизни наслаждений, непослушный сын узнал своё заблуждение, стал испытывать тяжёлые страдания за непослушание отцу, за провождение порочного образа жизни.
Истратив всё и оставшись без средств к существованию, блудный сын понял, как глубоко оскорбил любовь своего отца. Он с болью в сердце начал вспоминать счастливые дни своей юности в доме своего отца, когда радостно и спокойно было ему. Евангелие нам сообщает, что блудный сын пришёл сам в себя и сказал себе: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Под образом непослушного сына и нас, братья и сёстры, Господь призывает в ограду Святой Церкви, потому что то, что испытал непослушный сын в стране далёкой, то же самое происходит и с нами в нашей духовной жизни.
Первые юношеские годы непослушный сын жил в своём доме. Хорошо ему жилось, потому что он был окружён лаской, заботой отца, родственников, всё было к его удовольствию, все его капризы исполнялись беспрекословно. Также проходит и наша духовная юношеская жизнь. Всё мы с вами воспринимаем с детской верой, ко всему относимся доверчиво. Мы живём так, как живут наши родители, мы живём их верой, живём этими планами. В отеческом доме нам так же было хорошо, как и в первые годы, непослушному сыну. Но в жизни Евангельского сына проходит перелом, он начинает тяготиться свободной, но зато подневольной жизнью. Ему хочется пожить по своему, самостоятельно. И с небольшим наследством он уходит из отцовского дома.
А что же дальше? Истратив всё с весёлыми друзьями, то, что было взято из отцовского дома, а взамен ничего не приобретя, в конце концов непослушный сын доходит до того, что ест вместе со свиньями с корыта, то есть терпит голод.
Вот такой же перелом, братья и сёстры, происходит и в нашей жизни. По мере нашего развития, становления, нам сперва кажется очень тесно в отеческом доме, в котором мы родились, прожили первое время, а затем нам кажется скучно жить. Почему? Да потому, что скучно слушать родителей, ведь хочется проявить свою самостоятельность и в религиозной жизни. И вместо того, чтобы жить по совету родителей, дети начинают тяготиться, оставляют своё прошлое, удаляются от дома. Совсем оставляют дом, даже с презрением к своим родителям. И для таких горе-детей находится очень и очень много друзей, которые охотно помогают расточать всё то духовное богатство, которое дети взяли в своём доме.
Пост — это не только время воздержания, пост — это время покаяния.
В результате такого отрицательного отношения к духовной жизни у нас начинается духовный голод с его муками. А эти духовные муки не менее тех физических мук, которые испытал блудный сын в стране далёкой. Но блудный сын нашёл в себе силы, возвратился к своему отцу, в отеческий дом и начал ценить блага отцовского дома.
Если, братья и сестры, и нас приведёт судьба поскользнуться на этом пути, то мы должны не забывать с вами, что возвращение в отеческий дом лежит только через покаяние. И мы с вами находимся сейчас в преддверии святого великого поста, а пост — это не только время воздержания, пост — это время покаяния.
А поэтому пусть наш пост напоминает нам с вами тот голод, который претерпевал непослушный сын в стране далёкой. Пусть этот голод блудного сына побудит и нас с вами обратиться к Господу Иисусу Христу, потому что велики дары, которые мы с вами расточили в стране греха и стране пороков.
Кроме того, в сегодняшней Евангельской притче о блудном сыне рассказывается ни о чём ином, как о великой любви и милосердии Отца нашего Небесного к грешному человеку. Господь ожидает нашего с вами покаяния. Никакой земной отец с такой любовью и радостью не принимает покаявшегося, как Господь принимает нас с нашим покаянием.
А теперь приведём примеры из Священного писания, как Бог оценивает покаяние людей. В Ветхом Завете был народ, Ниневитяне, за свои беззакония, они были осуждены на истребление. Но Ниневитяне вняли словам пророка Ионы о покаянии. Они принесли покаяние, поэтому были спасены. Царь пророк Давид посягнул на Вирсавию, жену воина Урии, которого он отослал на верную смерть в сражение, чтобы самому затем жениться на Вирсавии. Поэтому царь Давид в 50 псалме говорит: «Избави мя от кровей, Боже, Боже, спасения моего». За эту кровь, которую пролил царь пророк Давид, он покаянием омочил свою постель и был помилован. Апостол Петр, который трижды отрёкся от Господа Иисуса Христа, сразу же после греха отречения слезами омыл свои грехи, и за это не только был прощён, но был восстановлен в достоинстве апостола. Вспомним с вами горячую молитву благоразумного разбойника: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Разбойник первым вошёл вместе с Господом Иисусом Христом в райские обители. Вспомним с вами краткую молитву мытаря: «Боже, милостив буди ко мне, грешнику». Вспомним с вами блудницу, которая слезами омыла ноги Господа Иисуса Христа, волосами отёрла их и получила спасение. Вспомним с вами, братья и сёстры, Марию Египетскую, Марию Магдалину, предобномученицу Евдокию и других святых жен, которые с грешниц стали великими угодниками Божиими.
А вот как, братья и сёстры, оцениваются покаянные слёзы в житии святых за 6 июля. В нём рассказывается о том, что некоторый муж, проживший бурную жизнь, в конце жизни пришёл в чувство покаяния и поступил в обитель. В этой обители несколько лет подряд, каждый день, он оплакивал свой грех, помня день судный. И Господь, умилостившись таким покаянием, захотел своего раба утешить. А поэтому Господь явился ему в иерейском облачении, держа в руках чашу, наполненную слезами. Инок припал к ногам Спасителя, лобзал их и спросил у Господа: «А что же хранится в этой чаше?». Господь сказал ему: «Это слёзы грешницы, которая в дому Симона прокаженного оплакала Меня. Я сохранил эти слёзы до сегодняшнего дня, потому что они мне очень приятны». Выслушав это, инок умилился и уже до скончания своей жизни со страхом служил Господу Иисусу Христу.
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры, Отец Небесный ожидает сейчас и нашего с вами покаяния. А поэтому от чистого сердца скажем Ему: «Отче, согрешили мы на небо и пред тобою. Мы не достойны называться детьми Твоими». И Отец Небесный примет нас с вами в Свои отеческие объятия, ибо Ему, Отцу небесному, ибо Ему, Сыну Божьему, ибо Ему, Святому Духу, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)