Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Богом любезные отцы, братия, матери и сестры. Сегодня Святая Церковь и мы с вами торжественно прославляем событие: «Крещение Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордане». Мы сегодня нашими духовными очами, видим погружённого Иисуса Христа в струи Иорданские. Мы с вами духовно видим и отверстые небеса, и Духа Святого, в виде голубя сходящего на Сына Человеческого. Мы с вами духовно слышим вещание Отца Небесного, который говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Своим Крещением во Иордане Спаситель положил начало Своему подвигу Спасения людей. Это было первое явление Иисуса Христа в мире после Его тридцатилетнего, безвестного пребывания в городе Назарете, о чём сегодня и воспевает праздничный кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный».
Вслед за Крещением последовало уединенное, сорокадневное пребывание Иисуса Христа на горе, где Спаситель проводил время в посте и молитве. А после сорокадневного пребывания в уединении, послышалась и первая проповедь Иисуса Христа, который говорил: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Окончил Спаситель служение людям завещанием, когда после Своего славного Воскресения из мертвых Он сказал Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Вот эту заповедь Божественного учителя апостолы восприняли, как всеобщую заповедь. И там, где апостолы проповедовали Святое Евангелие, там они указывали и на Святое Крещение. Так, в книге Деяний апостольских повествуется о первой проповеди апостола Петра, о Воскресшем Господе Иисусе Христе. Перед свидетельством множества народа, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, когда люди увидели апостолов, уже не как галилейских рыбаков, а увидели в них проповедников Слова Божия, люди начали спрашивать у них: что нам делать? Апостол Петр ответил: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».
Заповедь о крещении апостолы передали Святой Церкви, которая была основана Господом нашим Иисусом Христом, и с того времени это таинство и сохраняется и совершается над всеми, кто желает войти в ограду Святой Церкви. И мы с вами, братья и сёстры, имеем счастье быть крещёнными! И как же нам с вами сегодня не вспомнить о нашем личном крещении в день, когда мы вспоминаем крещение Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня Святая Церковь воспевает слова апостола Павла: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
Святое крещение — это одно из церковных таинств, в котором каждому, принимающему это таинство, таинственным образом подаётся особая Благодать Святого Духа. В таинстве крещения есть две стороны: внешняя, то есть видимая сторона, она заключается в том, что крещаемого трижды окунают в воду с призыванием священных слов: «Крещается раб Божий … во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Но есть, братья и сёстры, внутренняя, невидимая сторона. Этой стороной Крещения крещаемому подаётся отпущение и прощение грехов, даже сознательных, если человек крещение принимает взрослым. Обратим с вами внимание, на невидимую сторону крещения, которую мы рассмотрим из жития святых за 15 сентября. 15 сентября Святая Церковь чтит память мученика Порфирия. В этот день повествуется о том, что римский император Юлиан, который был на императорском престоле с 361 по 363 год, в истории называется отступником. Его назвали так потому, что он был христианином в юности, а затем отошёл от христианской веры, а когда стал императором, то воздвиг самые жестокие гонения и пытки, которым он подвергал христиан. Он надеялся, что нечеловеческими пытками он заставит христиан изменить своей вере. Кроме этого, Юлиан — отступник применял общественные высмеивания православной христианской религии. При императоре был цирковой клоун, по имени Порфирий. Задача клоуна — различными гримасами веселить своего повелителя. А в угоду императору, Порфирий и сам насмехался над христианскими таинствами. Был день рождения императора, естественно, было и театральное представление. По ходу пьесы Порфирий должен был выйти на сцену и глумиться над христианским крещением. Когда пришла очередь Порфирия, он вышел на сцену, где была купель с водой, и вошёл в воду. Представьте себе, входит цирковой клоун, погружает себя в купель по принципу христианского крещения, и произносит: «Крещается раб Божий Порфирий во имя Отца и Сына и Святого Духа»! Кощун, после этого, ощутил в себе действие Благодати Божией, и, осенённый этой Благодатью, он выходит с купели и здесь же исповедует себя христианином, исповедует Господа Иисуса Христа истинным Богом. Порфирий начал упрекать императора в его богоотступничестве, начал поносить его нечестивую веру. Здесь же император приказал предать Порфирия самым тяжёлым мучениям, и Порфирий был обезглавлен. Таким образом, благодаря милости Божией, Порфирий и принял мученический венец, и его память Святая Церковь празднует 15 сентября.
На примере жизни мученика Порфирия мы видим с вами, братья и сёстры, как христианин через крещение рождается к вечной жизни. Христианин обновляется, освящается и делается дитём Отца своего Небесного. И мы с вами, братья и сёстры, через крещение вошли во ограду Святой Церкви, мы с вами стали наследниками Крови и Тела Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему, по учению святой Церкви, крещение налагает на христианина такое действие, которое никогда, ничем не сглаживается. Поэтому, крещение православной Церкви никогда не повторяется, о чём мы с вами читаем в Символе Веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов».
О том, что таинство крещения не повторяется, мы с вами имеем исторический пример. Греческий церковный историк 5 века, Сократ, своей апологией (апология – изложенное учение в защиту христианства) свидетельствует о том, что в его время он знал одного иудея, который только по наружности принял крещение, хоть и был сподоблен таинства. Приехав в другой город, он забыл о крещении и продолжал жить по иудейскому закону. Затем, желая посмеяться над крещением или прельщённый выгодою, потому что после Юлиана-отступника были императоры христианские, которые предоставляли льготы евреям, принимающим христианство, и будучи прельщённый льготами, этот иудей решил вторично принять крещение. Он обратился к христианскому епископу. Епископ, не ведая лукавство иудея, по наставлению его в догматах православной Церкви, приступил к преподаянию этого таинства и повелел крещальню наполнить водой. В то время, когда он читал молитвы на освящение воды и готов был погрузить иудея в воду, вода в купели исчезла. Само небо, братья и сёстры, обличило иудея в святотатстве, отчего он простёрся ниц перед всем честным народом и исповедал своё лукавство.
Несмотря, братья и сёстры, вот на такие перевоплощения человека, мы видим, сколько отеческой любви, сколько Божественной заботы, нам с вами открыто в таинстве Святого Крещения. И сейчас, размышляя о нашей греховности, нам как раз сейчас время пробуждать в себе то, покаянное чувство, о котором говорил святой царь-пророк Давид в пятидесятом псалме: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». И сейчас, стоя здесь, в этой обители, стоя, как перед Всевидящим оком Божиим, нам прилично повторять слова мытаря: «Боже, милостив буди к нам грешным»! Сегодня радостный христианский праздник, и даже наше размышление о греховности не может омрачить праздника Крещения Господа нашего Иисуса Христа. И пусть крестившийся во Иордане нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых помилует и спасет нас, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь!
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)
Фото на заставке: http://www.pravmir.ru