Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. Сегодняшний воскресный день, Святой Церковью называется тридцать третья неделя по Святой Пятидесятнице, а Евангельское чтение, которое нашему вниманию было предложено за Божественной Литургией, повествует следующее.
Однажды, Господь наш Иисус Христос входил в город Иерихон, и, как всегда, много народа следовало за Иисусом Христом. И один начальник мытарей, то есть начальник сборщиков налогов в пользу римского государства, по имени Закхей, очень много слыхал об Иисусе Христе, как о великом чудотворце и очень желал увидеть Иисуса Христа. Но будучи очень маленького роста, он понимал, что людская толпа помешает ему увидеть Иисуса Христа. Зная это, он забегает вперёд людской толпы и взлезает на дерево, которое росло по дороге, где должен был проходить Иисус Христос.
Как только Иисус Христос приблизился к дереву, взглянул на него, увидев Закхея, сказал ему: «Закхей, слезь, ибо Мне надлежит быть у тебя в доме».
А как же, братья и сёстры, ко всему этому отнёсся народ, который сопровождал Иисуса Христа. Разделили ли они радость вместе с Закхеем? Оказывается, нет, возмущение было всеобщее: как Он зашёл в дом грешного человека? И таким образом, люди осудили не только Закхея, но и Господа нашего Иисуса Христа. А мы с вами, братья и сёстры, в этом имеем для себя урок, который запрещает нам с вами осуждать других людей, ибо в этом мы берём на себя ответственность и ставим себя на место Небесного Судии — Бога.
Ведь осуждение толпой Закхея показывает, как неправильно наше суждение иногда бывает о людях, ведь никто из людей роптавших не знал, что Закхей ещё на пути к своему дому, уже духовно переродился. Стоило лишь только Иисусу Христу переступить порог дома Закхеева, как Закхей сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Таким образом, человек покаялся. Ангелы Небесные возрадовались на небе о покаявшейся душе, а на земле люди продолжают осуждать человека и называют его мужем греха.
А теперь давайте послушаем, что об этом говорит святой апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно». Мы же с вами, не зная, что делается внутри человека, осуждаем человека и этим самым осуждаем сами себя.
Святитель Афанасий Великий, увещая нас с вами, чтобы мы не осуждали людей согрешающих, говорит: «Мы не должны осуждать человека согрешающего, ибо тот же человек, когда отойдёт от нас, всего лишь на десять шагов, мы уже не знаем, что он сделал для Бога и что Бог сделал с ним».
Святитель Афанасий Великий приводит следующий пример. Иуда в четверг на рассвете был вместе с Иисусом Христом и со всеми другими апостолами, а разбойник в это время находился с человекоубийцами. Настала пятница, Иуда пошёл во тьму кромешную, а разбойник переселился в Рай. Поэтому мы не имеем права осуждать людей до того времени, покуда их не осудит Господь.
А Священное Писание говорит: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну Своему», — то есть Господу нашему Иисусу Христу. И напрасно, братья и сёстры, мы с вами будем думать, что прошли те времена, когда Господь Иисус Христос ходил по городам, по селениям, проповедовал людям, исцелял недуги духовные и телесные. Нет, Господь и сейчас с нами, потому что Он нам с вами оставил Свое вечное Святое Евангелие. И слова Евангельские, они для нас с вами звучат и сейчас, когда мы с вами читаем Евангелие в доме или слышим здесь в святом храме.
«Слово Божие живо и действенно и острее всякого обоюдоострого меча», — говорит апостол Павел: «Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». И как Господь Иисус Христос просветил Закхея, так Господь просвещает всех нас и призывает нас к новой жизни.
Бог, братья и сёстры, различными путями призывает человека к Себе. И человек, и все люди также различными путями приходят к Господу Иисусу Христу. Некоторые из нас пришли в Церковь, потому что были научены религии нашими родителями. Другие приходят в Церковь после долгих колебаний и размышлений. Третьих Бог призывает так, как призвал апостолов от рыбацких сетей. А некоторые приходят к Богу внезапно, так, как пришёл Закхей. И эти люди не только обращаются к Богу, но даже становятся и Его последователями.
Нам известно из Предания, что в последствии Закхей был у апостола Петра. Им же, апостолом Петром, Закхей был поставлен в епископа первой христианской Церкви в Кесарии Палестинской. А поэтому, братья и сёстры, обращение Закхея к Господу Иисусу Христу да побудит и нас с вами также ко встрече с Господом Иисусом Христом в сердцах наших. Нам только стоит призвать Иисуса Христа и Его благодать посетит нас с вами, потому что Господь Иисус Христос сказал: «Грядущего ко Мне не изжену вон».
И как бы человек не погряз в своих грехах, как бы мы с вами далеко не ушли от людей, от Бога, — пути возвращения к Церкви всегда открыты для нас. На всех этих путях мы с вами встретим милосердие Божие. А поэтому еще один раз уясним сущность Евангельского учения: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы». А поэтому, братья и сёстры, не осудим друг друга, но вознесём молитвы друг о друге, чтоб в Господе Иисусе Христе нам быть исцелёнными. Ибо Ему Господу Иисусу Христу подобает всякая слава, честь и поклонение всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь!
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)