В преддверии Рождества Христова публикуем слово схиархимандрита Кирилла (Михличенко), произнесенного в день этого светлого праздника.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите, Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля»!
Вот этими священными песнопениями, Богом любезные отцы, братья, матери и сестры, Святая Церковь воспевает в эти дни святок честь и славу праздника Рождества Христова, который мы с вами празднуем в сегодняшний день.
Для нас, христиан, слова о Рождестве Христовом высоки по духу, глубоки по чувству и являются для нас с вами назидательными. Слова о Рождестве Богомладенца Христа сегодня нас с вами призывают к радости. Да и как нам с вами не радоваться, когда Сын Божий рождается от Девы. Он становится Сыном человеческим. Рождается Он для спасения всех людей во все времена: прошедшее, настоящее и будущее. А поэтому поклонимся с вами Богомладенцу Христу во славе и воздадим честь Вифлеему, тому месту, где, по пророчеству, явилась величайшая тайна, где Бог стал плотию.
Ничем не был знаменит небольшой иудейский город Вифлеем, но уже за 900 лет до Рождества Христова пророк Михей предсказал о рождении Спасителя в этом городе. В пятой главе второго стиха пророчества Михеева мы читаем: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».
И главное то, братья и сёстры, что на это пророчество Михеево ссылаются сразу два евангелиста: святой Апостол и евангелист Матфей и Иоанн Богослов. Слово Вифлеем в переводе с еврейского языка означает «Дом хлеба». Он был расположен среди цветущих садов в чудной и плодотворной долине. Этот город пребывал в глубокой неизвестности до тех пор, покуда Бог не судил ему стать местом, где по пророчеству открылась тайна Боговоплощения.
Незадолго перед рождеством Христовым в римской империи была объявлена всенародная перепись. И Владыка вселенной, которому надлежало быть записанным в число подданных римского кесаря, сходил на землю. Преподобный Исидор Пелусиот пишет: «Господь, носимый еще в Матерней утробе, был включен в народную перепись, а впоследствии заплатил подать Кесарю, давая нам закон быть покорными власти, когда сие нимало не вредит благочестию».
Праведный Иосиф происходил из рода царя пророка Давида, ему и надлежало идти для переписи в свой родной город Вифлеем вместе со своею Обручницею Девою Мариею. Через несколько дней трудного пути они прибыли в город Вифлеем. Но для них здесь не нашлось места для ночлега, потому что места все были заняты. Им пришлось приютиться к одной пастушеской пещере, куда пастухи в ненастную погоду загоняли свои стада. Здесь, в пещере, были ясли для корма скота. И в этой пещере, в глубоком убожестве и рождается от Пресвятыя Девы Марии Спаситель мира и полагается в ясли. Была глубокая ночь, земля была погружена в сон. Люди отдыхали от своих земных трудов, но бодрствовали только праведный Иосиф, Пресвятая Дева Мария, пастухи Вифлеемские да восточные мудрецы, которые шли на поклонение Богомладенцу Христу.
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. Святая Церковь в своих песнопениях на день Рождества Христова от имени Божией Матери, через церковную стихиру произносит следующие слова: «Боже Вышний, Царь невидимый! Я вижу Тебя и дивлюсь таинству по причине безмерной нищеты Твоей: Тебя вмещает малый чужой вертеп. Сладчайшее чадо! Как Я буду держать Тебя на руках Моих, Тебя, содержащего рукою Своею все творение? Какое дивное и величайшее чудо! Как Я буду носить Тебя, носящего все Своим словом? Безначальный Сын Мой! Твое рождество неизреченно!» – так воспевает Святая Церковь слова Божией Матери на день Рождества Христова.
Согласно священному песнопению, вифлеемские пастухи держали ночную стражу у своего стада. Они, пастухи, увидели свет, который заполнил всю Вифлеемскую долину, а также увидели и услышали слова Ангела, который им сказал: «Се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людям, – я вестник не скорби и печали, а великой всемирной радости, яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давыдове». Ангел указал место, как найти Богомладенца.
Пастухи также увидели и услышали пение множества Ангелов, которые воспели рождественскую песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!». А вот эта Ангельская песнь, братья и сёстры, для нас с вами сегодня должна звучать по — особенному. Ибо тот мир, о котором воспели святые Ангелы, он должен быть всегда в наших сердцах, потому что мир — это печать нашего единения с Господом Иисусом Христом. Господь оставил нам мир, он принёс нам мир навсегда.
Праздник Рождества Христова относится ещё ко времени Святых Апостолов. Так в постановлениях апостольских написано: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца (от марта)», — то есть декабря, по старому стилю. О праздновании дня Рождества Христова в первые века христианства свидетельствует и следующее событие. В гонении на христиан, которое воздвиг римский император Диоклетиан в 303 году, Никомидийские христиане в сам день Рождества были заживо сожжены в храмах Божиих в числе 20 тысяч. Память этих 20 тысяч мучеников Святая Церковь будет праздновать 10 января в субботу.
Согласно свидетельствам Святого Евангелия, святые отцы Церкви в своих писаниях изображают праздник Рождества не только великим, но и вселенским, который является началом и основанием всех других праздников. Вот почему святитель Иоанн Златоуст говорит: «вот и настал праздник Рождества Христова, праздник честнейший и важнейший всех праздников. Кто назовет его матерью всех праздников, тот не погрешит».
О величии сегодняшнего праздника Святая Церковь воспевает слова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума».
А поэтому, братья и сёстры, в сегодняшний праздничный день последуем с вами за восточными мудрецами. Восточные мудрецы в поклонении Богомладенцу принесли Ему в дар золото, ладан и смирну. Мы же сегодня приносим Богомладенцу нашу самую благоговейную веру в Господа Иисуса Христа. В этом нам с вами, братья и сёстры, помогает Святая Церковь, нам помогают люди, наши ближние, ибо, служа людям, мы служим самому Христу. Мы приносим Богомладенцу ту веру, по которой желаем соединиться с Господом Иисусом Христом в Его Царствии Небесном. А Его Царствию не будет конца, — всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)
Фото на заставке: Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим — http://www.pravoslavie.ru