Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Учитель Благий, что мне сделать доброго, чтобы наследовать жизнь вечную. С такими словами Богом любезные отцы, братья, матери и сёстры, в Евангелии от Матфея обратился к Иисусу Христу один богатый юноша, а сегодня читалось Евангелие от Луки, с таким же вопросом. Сегодня к Иисусу Христу обратился богатый человек, как в Евангелие написано, что он был князь, значит, тоже не простой человек. Иисус Христос перечислил некоторые заповеди, которые были известны этому человеку ещё с детских лет, вот почему этот князь и сказал: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?».
Сердцеведец Иисус Христос, конечно, братья и сёстры, предвидел такой ответ этого человека. Он полюбил его за его искреннее стремление узнать путь ко спасению. Господь полюбил этого человека за его заботу о его душе, но в то же время Иисус Христос видел и препятствие, которое мешало этому человеку наследовать жизнь вечную, это его имущество, богатство. Вот почему Иисус Христос, желая исцелить сердце этого человека, сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мной». Услышав эти слова, человек ушёл с печалью.
У нас с вами, братья и сёстры, тоже ведь есть земные привязанности, это наши грехи, которые удаляют нас с вами от Бога, препятствуют нашему шествию в Царствие Небесное. И для того, чтобы мы не удалялись от Бога, а приближались к Нему, Господь Иисус Христос говорит всем нам: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его». Заповедь эта очень обширна, но она всё-таки исполнима для нас с вами, христиан, и примером этому для нас служит жизнь угодников Божиих. Так, преподобный Антоний Великий и преподобный Симеон Столпник, услышав в Церкви слова Евангельские: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение, раздай нищим, будешь иметь сокровище на небесах», — они восприняли эти слова, как бы из самих уст Господа Иисуса Христа, который призывал их к христианскому совершенству. Они тотчас раздали своё имение нищим, оставили всё, последовали за Богом, лишь только в Нём Одном, они нашли духовное счастье, богатство и радость. И по пути за Господом Иисусом Христом, день ото дня, они обогащались духовными дарами, а с изобилием этих даров они опять вышли в мир, чтобы этим духовным, неистощимым богатством делиться с другими людьми. Вот почему они повторяли слова Господа Иисуса Христа, Который сказал: «Истинно говорю вам…, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». И наоборот, как опасна привязанность к богатству, как оно отвращает человека от спасения. Рассмотрим это с вами на примере жития святых и душеспасительных книг.
Только милостивые получают от Меня прощение грехов и наследуют Царствие Небесное.
За 4 декабря рассказывается, что преподобный Андрей Христа ради юродивый, его память совершается 2 октября, на второй день Покрова Божией Матери, в городе Цареграде был на торжище и увидел инока, вокруг шеи которого обвился страшный змий. Этот инок был добродетельным и многими добрыми делами украшенным, но, к сожалению, был скуп и сребролюбив. Люди его почитали за святого и давали ему золото, чтобы он распределял бедным людям, а он всё это собирал в свою сокровищницу. Преподобный Андрей, желая помочь ему, подошёл к нему, а инок, думая, что это один из нищих, да и сказал ему: «Бог благословит тебя, брат, да подать-то мне тебе нечего!». Ещё больше был удивлен Андрей, когда отойдя от инока, увидел начертание над его головой: «Змей сребролюбия — корень всякому беззаконию», а также увидел и Ангела, и беса, которые спорили о душе этого инока. Бес говорил: «Инок сребролюбец, значит идолослужитель, он принадлежит мне». Ангел, указывая на многие добродетели этого инока, говорил о том, что он достоин милости. Но этот спор был предрешён голосом с неба, который сказал Ангелу: «Уйди от него, ты не имеешь в нём никакой части, ибо только милостивые получают от Меня прощение грехов и наследуют Царствие Небесное». В этот момент Ангел Хранитель отошёл от этого инока.
Но преподобный, будучи человеком сердобольным, во что бы то ни стало, захотел вырвать инока из челюсти змия. Он нарочито подошёл к нему, взял его за правую руку, отвёл его в сторонку и сказал: «Брат, выслушай без гнева твоего брата. Скажи мне, почему ты, будучи другом Божиим, стал другом диавола? Почему ты имел крылья Серафима, а взор у тебя был, как молния, а сейчас ты сделался тёмнообразным? Не тем ли, что ты порабощаешь себя сребролюбию, ведь кому нужно твоё золото?, после смерти оно достанется твоим врагам. Ты посмотри, вокруг тебя многие алчут, многие жаждут, а зимою многие умирают от холода, а ты, глядя на твоё золото, веселишься. Это ли пути покаяния, это ли подвиг инока, ведь Ангел Божий от тебя отошёл, змей вокруг твоей шеи обвился, да я слышал голос, что и Бог от тебя отказался. А теперь посмотри, кто это?», — и блаженный Андрей показал на беса, который стоял позади их. Но ради блаженного, бес не мог подойти к иноку. Тогда инок, увидев беса, покаялся и дал слово Андрею исправить себя, сменив сребролюбие на милость. И как же быстра была милость Божия — змей, который обвился вокруг шеи, исчез. Бес, также исчез. Ангел Хранитель приступил к иноку и служил ему. И как говорит священное слово Божие: инок исправил себя, благодаря Бога и блаженного Андрея за своё спасение.
Братья и сёстры, богатство, оно неразрывно со скупостью. Рассмотрим этот вопрос, как он решается в житии святых. Святитель Иоанн Златоуст рассказывает. Однажды в Антиохии, по случаю бездождия настал голод. Люди трепетали за свою жизнь, слёзно молили Бога, прося умилостивления. И пролил большой и длительный дождь.
Все люди ликовали о том, что они будут избавлены от голода. И среди этих людей только один человек на весь город ходил угрюмым, поникшим головой, полумёртвым. Когда его спросили: «Почему же ты ходишь такой печальный, среди людей, которые радуются», — так этот человек не мог даже скрыть своей мучительной страсти. Он сказал, что у него припасено десять тысяч мер пшеницы и при ожидаемом хорошем урожае он не знает, как ему поступить. Так как он не сможет теперь продать её, а если и продаст, то по очень низкой цене.
А вот, братья и сёстры, какое бывает наказание за скупость. В душеспасительной книге рассказывается. В 1617 году, 11 апреля в Киево-Печерское лавре, послушник Антоний, который нёс послушание на кухне, пришёл к эконому и сказал ему: «Отче, приток людей на кухню такой большой и такая большая раздача хлеба, что если и дальше так будет, то кладовые, которые пополняются в монастыре от хлебопашества, скоро источатся». Игумен обратил на это серьёзное внимание. Пришёл в монастырскую кухню и увидел множество людей, которые просили хлеб, среди них были и здоровые, и больные. Здесь же игумен дал распоряжение иноку Антонию, чтобы он отделил здоровых людей от больных и увеченных, и приказал ему больных и увеченных кормить и раздавать хлеб, а здоровых не только не кормить, а на будущее да и совсем не пускать их в трапезную. Экономный хозяин вернулся в свои покои, как вдруг на чистом небе образовалось такое тёмное облако, да такой пролился дождь с градом, который уничтожил во всей монастырской экономии озимые посевы. В то же время в других монастырях всё осталось цело, всё осталось невредимо, хотя и там был дождь, а града не было.
В последствии, этот игумен пришёл в себя и сделал вывод, что несчастье, которое постигло Киево-Печерскую лавру было результатом его распоряжения. И, во искупление своей вины, он приказал построить особое здание для кормления нищих и бедных, не обращая внимания ни на возраст, ни на пол, ни на телесное здравие и душевное. Тем самым, представляя перед собой Сарептскую вдовицу, которая отдала праведнику последнюю горсть муки для пророка Елисея, и по молитве которой сосуд с мукой и маслом никогда не истощался, а пребывал полным.
А в 1834 году в Вятской губернии наступил голод по причине бездождия. Хлеботорговцы только этого и ожидали. И один христианин, который собрал много хлеба, не вывозил его на продажу до тех пор, пока не поднялась цена. По тем временам, братья и сёстры, цена хлеба была 1 рубль за пуд. Получив от продажи хлеба хороший доход, этот христианин пошёл в городскую Церковь и начал служить молебен святителю Христову Николаю за то, что хлеб подорожал. Кроме того, он хотел, чтобы хлеб стал ещё дороже. В тот момент, когда безумный человек произносил безумную молитву, по неизвестной причине дом его сгорел, и огонь уничтожил амбары пшеницы. Подъезжая к своему дому, он узнал о случившемся, и вместо того, чтобы понять в этом наказание и правду Божию и образумиться, он как Иуда пошёл и удавился.
Чем мы дальше находимся от Бога, мы ближе приближаемся ко греху.
Братья и сёстры, Господь Иисус Христос сказал: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». И чтобы достичь этого совершенства, нам с вами предстоит много бороться с нашими греховными наклонностями. Эта борьба происходит в нашем сердце, из которого, по словам Господа Иисуса Христа, исходят злые помыслы, оскверняющие всего человека.
Наша забота о нашем сердце должна занимать самое первое место, ибо Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Очищая, обновляя наше сердце, мы с вами приближаем себя к Богу. Чем ближе мы к Богу, тем мы легче, светлее, мы с вами радостнее. И наоборот, как говорит святитель Григорий Богослов, чем мы дальше находимся от Бога, мы ближе приближаемся ко греху. Поэтому будем внимательны с вами к нашей внутренней жизни. Не дадим в нашем сердце место земным страстям. Позаботимся о своей душе. Предадим себя в волю Божию, в волю благую, в волю спасительную! В этой воле — сокровище вечной, блаженной жизни! И только Господь наш Иисус Христос, Он истинный Бог наш, молитвами Пречистой Своей Матери и всех святых да помилует и спасет нас всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)