Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Так, Богом любезные отцы, братья, матери и сёстры, решил прожить свою жизнь тот богач, о котором рассказывалось сегодня в Святом Евангелии. Имея хороший урожай, этот человек решил всю жизнь свою прожить в своё удовольствие и есть, и пить, и веселиться. Самодовольный человек полагался на свои житницы, он полагал, что при полных амбарах ему обеспечена долгая, счастливая жизнь. И в своих мечтах и планах, он забыл о Боге, о людях, о своей чести, о совести, забыл и о будущей вечной жизни.
Сейчас братья, матери и сёстры я приведу вам пример из жития святых за 12 декабря, в котором рассказывается подобно тому, что повествовалось в святом Евангелие. И тогда оба эти рассказа, и Евангельский, и пример из жития святых, мы совместим и будем этот вопрос рассматривать с точки зрения христианского учения.
В житии святых за 12 декабря рассказывается, что во времена святителя Спиридона, который святительствовал в городе Тримифунте на острове Крите, однажды сделался голод, как и ожидали. Хлеботорговцы этому радовались, а бедняки печалились и просили помощи у Бога. Один из первых богачей острова отправился на кораблях в города, которые изобиловали хлебом. Он скупил там весь хлеб, привёз его, сложил в свои житницы и начал размышлять: «Цены на хлеб сейчас высоки, а если голод усилиться, то и цены на хлеб поднимутся, тогда я и пущу мой хлеб в торг». Как богач предполагал, так и случилось: голод усилился, цены на хлеб возросли. В это же время приходит бедняк и просит спасти его вместе с семьёй от голодной смерти. Несмотря на то, что бедняк от истощения еле стоял на ногах, лишённый милосердия богач, отказал ему в хлебе, и отпустил его ни с чем. Что оставалось делать бедняку, кому жаловаться? Он пошёл за утешением к святителю Спиридону, который выслушал бедняка, и будучи прозорливцем, сказал бедняку: «ступай в дом к себе, так говорит Дух Святой, утром дом твой наполнится хлебом, а богач, который тебе отказал, будет тебя просить и предлагать тебе хлеб даже без цены». Бедняк пошёл в свой дом и слова святителя Спиридона начали сбываться. В тот же день, только начало смеркаться, как велением Божиим такой дождь пролил на землю, который отмыл амбары богача, и хлеб поднятый водой поплыл по улицам города. Вначале богач метался, просил людей помочь ему, но опомнившись, он понял, что помощь бесполезная, и богач начал просить бедняков, чтобы они набирали себе хлеба, кто сколько хотел, бесплатно, и среди этих бедняков был и тот бедняк, которого накануне богач отпустил ни с чем. Все брали хлеба столько, кто сколько мог.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
В житии сказано, что так Бог смиряет богатых, ибо написано: «Проклят всякий ценящий жито дорого». Но лишение имущества, братья и сёстры, это ещё очень слабое наказание для человека. Большее наказание будет тогда, когда исполнятся слова Евангелия: «Безумец! В эту ночь душу твою возьмут у тебя, а то, что ты заготовил, кому останется?», — так говорит Священное Писание и это может случиться с теми людьми, кто богатеет для себя, а не для Бога.
И, таким образом, братья и сёстры, как каждая Евангельская притча, так и рассказ из жития святых, они для нас с вами наполнены глубоким смыслом и душеспасительным назиданием. Запомним с вами, что каждый человек есть свободная, разумная личность, потому что каждый из нас носит в себе образ Божий и каждый человек по своей ценности превосходит все богатства мира. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?».
Естественно, братья и сёстры, каждый человек старается к улучшению своей жизни, потому что каждый человек имеет право на жизнь не безрассудную, мы имеем право на жизнь полную смысла. Вот почему апостол Павел в послании к Ефесяннам говорит: «Никто не ненавидит свою плоть, каждый питает её и греет её», — а из этого мы с вами видим, что Церковь не запрещает человеку и нам с вами вкусить радости от плодов своего труда, но только наша забота о нашей земной жизни не должна обращаться в похоть. Как это нам с вами сообщено в сегодняшнем Евангельском чтении. Каждый человек должен быть постоянным тружеником во имя другого человека, как написано в писании: «Никто не ищет своего, но пользы другого человека». И если тело наше заботится и требует удобства, тепла, одежды, то душа наша должна искать святые истины красоты и добра.
Так и мы должны натянуть струны нашей души и настроить их на тональность Евангельских заповедей
Если тело наше требует построения земных амбаров, так как мы должны с вами хранить плоды нашего земного труда, то в то же время, мы с вами призываемся созидать себе духовные житницы, куда мы с вами должны сложить плоды нашей любви, правды и добрых дел. И для того, чтобы нам с вами жить духовной жизнью, мы на эту жизнь должны настроить себя. Вот как об этом говорит святитель Феофан Вышинский затворник, он говорит: «как каждый музыкальный инструмент, чтобы на нём исполнить музыкальное произведение, музыкальный инструмент настраивается на определённую тональность. Так и мы, христиане, должны натянуть струны нашей души и эти струны души мы должны настроить на тональность Евангельских заповедей. Только в этом случае у нас будет звучать Божественныя мелодия». А стяжание такого духовного дара, и будет тем духовным богатством, про которое Господь Иисус Христос сказал, что ни моль, ни ржа не истребляют это богатство.
Таким образом, братья и сёстры, через сегодняшнее Евангельское чтение, Господь нас с вами призывает богатеть в Бога. А в свете Евангельского учения богатеть в Бога, это означает: мы с вами должны отойти от заблуждения; мы с вами должны стать на путь истины. По Евангельскому учению, мы должны отойти от мира, плоти и диавола, мы должны с вами приблизиться к Богу. По Евангельскому учению, мы должны отойти от несовершенства, должны приблизиться к совершенству. По Евангельскому учению, мы должны с вами отойти от заблуждения, стать на путь истины. По христианскому учению, мы должны отойти от порока, приблизиться к добродетели. По христианскому учению, мы должны с вами отойти от беспечности, приблизиться к ревности. По Евангельскому учению, мы должны с вами отойти от неверия, приблизиться к чистой вере. По христианскому учению, мы с вами должны отойти от гордости, приблизиться к смирению. По христианскому учению, мы должны отойти от роскоши, приблизиться к воздержанию. По христианскому учению, мы должны с вами отойти от корыстолюбия, приблизиться к щедрости. По христианскому учению, мы должны отойти от зла, приблизиться к добру. По христианскому учению, мы должны отойти от временного, приблизиться к вечному.
Вот такие духовные богатства мы с вами должны собирать в нашу духовную житницу, а примеры из жития угодников Божиих показывают нам, какими трудами, какими заботами угодники Божии собрали духовое богатство и положили это богатство туда, куда ничто скверное не входит. Угодники Божии положили духовные богатства в житницу Небесную.
Господи, не лиши нас Небесного Царствия, ибо Царствию Твоему не будет конца, всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)