Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. В сегодняшнем Евангельском чтении, которое было предложено нашему христианскому вниманию, рассказывалось о том, как однажды к Господу нашему Иисусу Христу обратился иудейский законник и спросил, что ему нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. Иисус Христос этому законнику ответил Евангельской притчей о милосердном самарянине. О том, как один человек шёл из Иерусалима в Иерихон, дорогою на него напали разбойники, ограбили, изранили, оставили его едва живым. Случилось так, что той дорогой вначале проходил иудейский священник, а после него проходил левит, левит также имел священный сан. Нужно сказать, что и Ветхом Завете, и сейчас, в Новом Завете священноначалие делится на три степени. В Ветхом Завете был первосвященник, священник и левит. В настоящее время также три степени: епископ, священник, дьякон.
И таким образом, два человека: ветхозаветный священник и левит, пройдя над несчастным человеком, не оказали ему никакой помощи. А после них этой же дорогой на своём осле проезжал самарянин. Самарянин, по отношению к человеку, который попал в беду, был настроен очень враждебно, потому что Иудеи и Самаряне не общались между собой. Они даже никогда не садились вместе за один стол, чтобы не оскверниться. И не смотря на враждебность, самарянин остановился над несчастным, помог ему, как мог, то есть омыл его раны, перевязал раны, посадил на своего осла, а сам, идя пешком, доставил его в ближайшую гостиницу. Наутро, оставляя несчастного в гостинице, он дал деньги хозяину гостиницы, чтобы он особо позаботился о человеке больном. Иисус Христос указал на благородный поступок самарянина, и, обратившись к законнику, желающему наследовать жизнь вечную, сказал ему: «иди и ты поступай так же».
Мы с вами, братья и сёстры, также стремимся к тому, чтобы нам наследовать жизнь вечную. Мы с вами стремимся получить оправдание перед Богом. Поэтому, благородный поступок самарянина, по отношению к человеку, который попал в руки разбойников, должен и нам с вами послужить примером в наших отношениях к другим людям. Ведь для нашего спасения недостаточно того, чтобы носить на себе наименование христианина.
Мы, как последователи Господа Иисуса Христа, должны с вами исполнять всё то, что заповедовал нам с вами Пастыреначальник Господь Иисус Христос. Господь нам заповедал то, что мы должны с вами любить врагов наших. Мы должны с вами благословлять проклинающих нас. Мы должны с вами благотворить ненавидящим нас. Мы с вами должны питать алчущих, мы с вами должны поить жаждущих. Мы с вами должны одевать нищих, мы с вами должны посещать больных, мы с вами должны принимать странников. А теперь давайте и спросим себя: а растворено ли, братья и сёстры, наше сердце таким милосердием, чтобы мы с вами не разделяли людей — этот мне друг, этот мне не друг. Так ли мы с вами любим наших ближних, что каждому просящему подаём, на обиды не ропщем, не помним зла, за зло творим добро. Наше сердце должно дышать таким милосердием, чтобы мы с вам были готовы разделить наш хлеб с алчущим, наше питие с жаждущим. Мы с вами должны быть расположены к тому, чтобы принять странника, призреть на сиротствующего. Мы с вами должны облегчить человеку его труды. Для нашей любви, для нашей заботы, для общения с другими людьми, у нас есть множество примеров.
Самый разительный пример к сегодняшнему Евангельскому чтению, помещён в житии святых за 24 сентября. Там рассказывается о том, что все мы с вами братья и сёстры живём среди родителей, родных, среди друзей. Иногда нам так хорошо, что мы желали бы, чтобы наши дружеские узы, они не только бы продолжались здесь на земле, но чтобы мы были вместе и в будущей жизни. Но не всегда это так возможно. Из Евангелия мы знаем, что придет время, когда Господь отделит людей одних от других, подобно пастырю, который отделяет овец от козлищ. И Господь одним скажет: «придите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира». А другим Господь скажет: «идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».
Может так случиться, братья и сёстры, что и мы с вами будем отлучены от родственников наших, от друзей наших. Может быть, что наши друзья, родственники, они и наследуют Царствие Небесное, а мы с вами наследуем муку вечную. Страшная участь, братья и сёстры! А есть ли средство избежать, облегчить нашу участь? Так в этом житии и пишется: «один святой старец всё время молился Богу, чтобы Бог сподобил его быть спасённым вместе со своими учениками. Старец говорит: «Господи, я хоть человек и грешный, но я надеюсь на Твоё милосердие, что сподоблюсь спасения, прошу не лиши меня быть вместе с моими учениками и в будущей жизни». А вот как Бог ответил на эту просьбу старца.
В соседнем монастыре подходил престольный праздник, старец был приглашён на этот праздник вместе со своими учениками. Старец не хотел было идти на праздник, но ему было открыто в видении, чтобы он обязательно шёл на престольный праздник, но только после своих учеников. Пришёл день праздника, ученики первые пошли на праздник и дорогою встретили нищего человека, всего израненного. Они спрашивают его: «Что с тобой»? Нищий отвечает: «Да я ведь и без того человек больной, а меня ещё зверь изранил, и вот я теперь лежу, и ожидаю, кто меня донесёт до ближайшего жилья». Ученики говорят: «мы люди пешие, осла у нас нет, а донести тебя тяжело», — и пошли свой дорогой.
После них этой же дорогой проходил и их учитель, узнав от нищего причину его болезни, он спрашивает: «А до меня не проходили ли здесь несколько иноков»?
— Да как же, проходили, да только сказали, что мы пешие, осла у нас нет, и ушли.
Старец спрашивает нищего: « А можешь ли ты хоть сколько-нибудь со мной пройти»?
— Нет, не могу.
— Но ничего не сделаешь, не оставлю я тебя, возьму и понесу.
– Да как же ты меня понесёшь, ты один, дорога далёкая, ты лучше пойди, да кого-нибудь пришли.
– Да нет, возьму, да и понесу тебя.
С этими словами старец взвалил нищего на свои плечи и понёс несчастного. Ноша была очень тяжёлая, но по мере дороги ноша стала всё легче и легче так, что несомый совсем исчез. Старец недоумевал, чтобы это значило? Но недоумение его разрешилось, когда он услышал голос: «Ты молишься всё время о своих учениках, чтобы они были вместе с тобой в раю. Но твоё поведение и поведение твоих учеников различное. Пусть они войдут в твоё дело, тогда они будут вместе с тобой, ибо Я судья праведный и воздаю каждому по делам его».
Из этого мы с вами, братья и сёстры, видим, что нам нужно для того, чтобы мы были вместе с нашими родными, родственниками, друзьями в Царствии Небесном. А поэтому будем с вами слышать призыв Евангельский: «иди и ты поступай так же».
Это означает, братья и сёстры, что мы должны с вами быть очень внимательными к просьбам других людей. Мы с вами с любовью должны утешать плачущих. Мы должны утолять скорби немощных, при этом твёрдо будем помнить слова Евангелия: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», — для Царствия Небесного. А Царствию Небесному не будет конца, всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)