Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. В сегодняшнюю шестнадцатую неделю по Святой Пятидесятнице Святая Церковь, для нашего христианского назидания за Божественной Литургией в Евангельском чтении познакомила нас с притчей Господа нашего Иисуса Христа, которая называется: «О талантах». Содержание притчи таково.
Некоторый человек, отходя, призвал своих рабов, вручил им свое имение и для того, чтобы рабы приносили прибыток хозяйству, он вручил одному рабу пять талантов, другому два и третьему один, как написано в Евангелии, каждому вручил по его силам и способностям. Хозяин удалился. Тот раб, которому вручили пять талантов, он на эти пять талантов приобрел и ещё пять талантов. Тот, которому было вручено два таланта, он еще приобрел два таланта. А тот, которому был вручен один талант, он пошел, закопал его в землю и скрыл серебро хозяина.
Через некоторое время хозяин возвратился и потребовал отчета у этих рабов. Тот, который получил пять талантов, вручил хозяину еще пять талантов и сказал, что на его таланты он приумножил его хозяйство. Хозяин сказал: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Также доложил и тот раб, которому было вручено два таланта, и этому рабу хозяин сказал: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Приступил раб, которому был вручен один талант, и вместо объяснения этот раб начал укорять своего хозяина: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Хозяин сказал: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!».
От нас Бог потребует отчет: достойно ли мы распоряжались теми благами, которые нам вручил хозяин, Бог
Смысл, братья и сестры, евангельской притчи таков. Хозяин, который вручал рабам таланты, есть Бог, Отец наш небесный. Евангельские рабы — это мы с вами. А таланты — это есть дары природы и благодати Божией, которые Бог вручает нам с вами, с тем, чтобы мы употребили эти таланты на благо себе и на пользу другим людям. С тем, чтобы избежать такого сурового наказания, которое было произнесено евангельскому ленивому рабу его хозяином, то есть на Страшном Суде Божием: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
Бог, братья и сестры, нам с вами даёт и душевные, и телесные таланты, которые мы с вами должны упражнять так, чтобы от этого была польза и нам, и другим людям. Ведь рано или поздно и от нас Бог потребует отчет: достойно ли мы распоряжались теми благами, которые нам вручил хозяин, Бог. Конечно, одних Бог наградит, тех, кто свои дарования употребил во благо. Других Бог накажет, как и наказал хозяин ленивого раба, который в землю закопал таланты.
И ведь, братья и сестры, не напрасно будут наказаны ленивцы, ведь ленивец всё более и более отвыкает от труда, доходит до того, что он ни к чему бывает не способным, ведь ум и сердце ленивца направлены лишь только к тому, что способствует лени. Что лени способствует? Есть, пить, спать – вот удовольствие ленивца, он не приносит пользы ни себе, ни другим людям. Человек — земледелец, трудится в поле, имеет труд в доме, он крепнет физически. Ученый человек упорно трудится науками, он становится крепче умственно. Лишь только ленивец не приносит пользы ни себе, ни другим.
Духовная леность переводится словом – празднословие
Ветхозаветный мудрец, царь, пророк Соломон так пробуждает ленивца к труду: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?». Да и неприятно, братья и сестры, смотреть на ленивого человека, всегда ленивых людей бранят, да ими понукают, как неразумными животными, только человек трудящийся, как говорит апостол Павел, достоин и пропитания.
Вот, казалось бы, братья и сестры, у нас всё с вами в порядке, каждый из нас трудится на своём месте. И домохозяйка, у неё больше всего трудов и по дому, и на рынок сходить, и в Церковь выбрать время. А это самый большой труд, это нужно заставить себя в Церковь прийти, но мы все с вами, братья и сестры, подвержены духовной лености. А духовная леность переводится словом – празднословие.
Вот как нас с вами предостерегает от празднословия святитель Игнатий Брянчанинов в своей книге «Отечник». Он рассказывает, что в монастыре, среди святых отцов, был великий муж, который был одарован такими благодатными дарами Духа Святаго, что этот муж видел то, чего никто не видел. И вот, что этот муж рассказывает. Однажды, он в монастыре увидел братию, которая беседовала между собой. Когда беседа была душеспасительная, и в этой беседе приводились отрывки или цитаты из Святого Евангелия, которые подтверждали истинность мысли, то среди этой братии появлялись Ангелы, радовались вместе с братией. Когда же разговор переходил в суетность, в празднословие, то Ангелы Божии удалялись от этих монахов, и там появлялись кабаны в струпьях. Это были демоны в образе свиней, которые радовались празднословию монахов.
Этот святой муж ушёл от этих монахов в келию, всю ночь плакал и всех увещал, чтобы никто не занимался празднословием, потому что празднословие делает нам с вами противными и Богу, и святым Ангелам.
А за 25 апреля в житии святых рассказывается, как некоторый пустынник поучал своего духовного сына спасительной добродетели. Слушая духовного отца, этот сын настолько задремал, что не мог даже очей своих поднять, но когда рассказывающий переменил тему разговора, начал празднословить, то слушающий встрепенулся, с великим вниманием слушал празднословие.
Так и у нас бывает, братья и сестры, когда нам говорят о Боге, о спасении души, мы с вами дремлем, но появись какой-либо балагун, начнёт рассказывать небылицы, мы сразу встрепенёмся, мы со вниманием слушаем, мы даже его похвалами забросаем. Вот таковые, братьи сестры, мы и есть на самом деле. Это о нас сегодня было святое Евангелие.
А поэтому, те святые дары, которые Бог вручил нам с вами, — мы должны ими дорожить, мы должны их приумножать, с тем, чтобы от этого польза была и нам, и другим людям. Только в этом случае мы можем надеяться, на то, что услышим благостный голос хозяина, который нам с вами скажет: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». А радости, братья и сестры, у Господина нашего Господа Иисуса Христа, — этой радости не будет конца всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)