Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Высшую небес и светлейшую светлостей солнечных Владычицу мира песнями почтим»!
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры! Приведенные слова взяты из церковной стихиры. Они сегодня для нас и умилительны и глубоко содержательны, так что сегодня, в престольный день этой Святой обители, они призывают нас с вами почтить похвалами Ту, которая выше небес и красота которой светлее светлостей солнечных. Но эти слова утверждают, что нет такой похвалы, которой Царица Небесная не была достойна. Нет такой похвалы, которой бы Она, Царица, Дева Мария не превзошла бы своим достоинством.
Вот почему сегодня Святая Церковь, ублажая Богоматерь, не находит слов для лучшего выражения тех достоинств, тех духовных совершенств, которые вместила в себя Пресвятая Дева. Святая душа Богоматери, как Рай Небесный, украшена цветами добродетелей. Это Ее непоколебимая вера! Это Ее преданность воле Божией! Это Ее кротость, смирение, терпение, любовь к Богу и ближним. Вот, братья и сестры, цветы из множества цветков, которыми сегодня украшен духовный сад Божией Матери.
Однако, Святое Евангелие нам с вами говорит что, когда Богоматерь на сороковой день после Рождества Христова принесла младенца в храм, то старец Симеон сказал ей пророческие слова: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». И мы сейчас с вами уже нашими духовными очами видим, как Богоматерь стоит у Креста возлюбленного Сына Своего и прореченные слова праведного Симеона, как оружие, проходят Ее душу.
А теперь мы с вами обратим внимание на следующее. Святое Евангелие свидетельствует нам с вами о том, что люди даже чужие, посторонние не могли оставаться равнодушными еще тогда, когда Он, Господь наш Иисус, Сын Божий, нес крест свой на Голгофу, чтобы принести себя в жертву за спасение рода человеческого. Уже тогда эти люди, смотря на Господа, плакали и рыдали. А когда они отходили от Креста с Голгофы, они даже били себя в грудь. А что же можно сказать, братья и сестры, о Богоматери, стоявшей у Креста возлюбленного Сына Своего. Она, Божия Матерь, без сомнения, страдала так, как никогда никто не страдал, кроме распятого на кресте Сына Божия. Бездна страданий Божией Матери не потопляли Ее. Наоборот, эти страдания погружались в такую же бездну Ее терпения. Божия Матерь, зная невиновность своего возлюбленного Сына, не просит грозного и справедливого наказания тем, кто распинал Ее Сына и надругался над ним. Божия Матерь смиренно переносит самую глубокую горечь, предав себя в руки воли Отца Небесного.
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. Божия Матерь и нас с вами долго терпит, когда мы с вами нашими грехами оскорбляем Ее возлюбленного Сына. Но она и милосердствует нам, грешникам, когда мы приносим Ее Сыну чистосердечное покаяние.
Она, Божия Матерь, в любую минуту готова помочь человеку, если он старается исправить свою жизнь. Ну, а если Господь нас с вами посетит, то Божия Матерь всегда пребудет с нами, потому что иконописный образ её называется «Всех скорбящих Радосте», — чему и посвящен сегодняшний праздничный день двадцать четвертого октября.
В терпении вашем спасайте души ваши
В житии сегодняшнего дня рассказывается, что в тысяча шестьсот восемьдесят восьмом году родная сестра Патриарха Иоакима Евфимия, жившая в городе Москве, долгое время болела неисцелимой болезнью. И в одно из утренних молитвословий она услышала слова: «Евфимия, пойди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый «Всех скорбящих Радость». Пусть священник отслужит молебен с водосвятием и получишь исцеление». Евфимия исполнила повеление Богоматери и получила исцеление. Это и случилось двадцать четвертого октября 1688 года.
В настоящее время храм этот находится в Москве по адресу: Москва, Большая Ордынка 20, остановка метро «Третьяковская галерея». А священствует там протоиерей Олег Стеняев.
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры! Удивляясь красоте души Божией Матери, задумаемся над тем, что каждая христианская душа является садом духовным, который должен быть украшен добрыми делами. И для того, чтобы нам с вами искоренить из нашего душевного сада сорняки грехов, нам необходимо терпение. Даже и для того, чтобы мы насадили в нашем душевном саду добродетели, ведь нам также нужно терпение. А ведь наши духовные домашние ссоры, раздоры, — ведь разве они происходят не от того, что у нас с вами нет терпения? Из-за отсутствия терпения мы не можем с вами переносить и прощать обиды, нам нанесенные. А ведь Господь наш Иисус Христос сказал: «В терпении вашем спасайте души ваши».
Попросим и мы с вами, братья и сестры, чтобы Господь дал и нам с вами недостающую нам добродетель терпения, о которой упоминается в душеспасительных книгах.
В одном монастыре жил благодатный послушник. Пять братьев любили его, а один ненавидел. Инок не стерпел, перешёл в другой монастырь. А в другом монастыре восемь братьев любили его, а двое ненавидели. Инок перешёл в третий монастырь. В третьем монастыре семь братьев любили его, а пять ненавидели. Решил инок идти в четвёртый монастырь и пошёл, но когда шёл он, дорогой сказал себе: «если я буду слушать моего помысла, то я весь мир обойду и не найду то, что мне надо, очевидно, и тот монастырь, куда я иду, будет такой же. Везде люди одни: есть и хорошие, есть и плохие». При этом инок взял записную книжку и написал: «всё буду терпеть ради Господа Иисуса Христа». Пришел в четвёртый монастырь — и здесь было не лучше, но когда его оскорбляли, он прочитывал записку и успокаивался.
Претерпевший до конца, тот спасён будет
Один почтенный пустынножитель заметил своего духовного сына в том, что он часто воздыхает, показывая нетерпение. Он ему сказал: «Не унывай, сын мой, ибо тело твое, изнуренное недугом, является хорошим лекарством для твоей души. Если ты по делам своим — железо, то огонь терпения очистит тебя от ржавчины. Если по делам твоим ты — золото, то терпение твое придаст тебе больше блеска». А поэтому, братья и сестры, и мы с вами друг перед другом в нашем терпении и будем подобны блеску золота. А вот какая награда за это нас ожидает, рассказано в житиях книги «Пролог» за двадцать первое июля.
Один преподобный муж сподобился того, чтобы видеть те места, где после смерти упокоеваются святые. Благодатный муж увидел человека в славном месте и спросил его: «А ты что делал на земле? За что ты получил такое славное место»? Он ответил: «Я был работником у злого человека и всю жизнь терпел его». Славный муж увидел еще человека, находящегося в славном месте. Он и его спросил: «А ты что делал на Земле? Почему в таком славном месте находишься?» Человек ответил: «Я всю жизнь болел и всю жизнь переносил болезни». Славный муж ещё увидел человека, но уже в менее славном месте, и его спросил: «А ты как жил, что делал на земле»? И он ответил: «Я был простым монахом, но день и ночь трудился для спасения души, а затем меня произвели во епископы». А теперь давайте с вами и разберёмся. Вы можете сказать, что переход с монахов в епископы, это престиж. Нет, братья и сёстры! Переход из монаха в епископство — это переход в высшую сферу терпения. А какое же терпение епископа? Братья и сёстры, епископ наши с вами вздохи разбирает, поэтому его терпение, по слову Святителя Иоанна Златоустого, — оно иногда бывает выше добрых дел.
А это значит, братья и сёстры, что переносить грустное либо тяжёлое — это всё равно, что и делать добрые дела. Воздерживаться от оскорбления ближнего, это такой же подвиг, всё равно, что славословить Бога!
В житии Святителя Иоанна Златоуста (его память 14 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня) рассказывается, что в его время Преподобный Иеракс нёс подвиг в глухой безмолвной пустыне. И к нему явились бесы и сказали не как-нибудь: «Старец, а ты ещё полсотни лет проживёшь, возможно ли столько терпеть в этой пустыне?». А старец и ответил: «Как жаль мне, что мне так мало осталось жить. Я терпением запасся ещё на двести лет».
Очевидно, братья и сёстры, и утвердительно, что праведный и Преподобный Иеракс хорошо помнил слова Евангелия: «В терпении вашем спасайте души ваши»; «Претерпевший до конца, тот спасён будет».
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры, наши благочестивые, богобоязненные предки свято верили в милосердие Божией Матери, поэтому очень много святых икон прославила Святая Церковь и одна из них — которую нарекли «Всех скорбящих Радосте». И наши благодатные родители нарекли эту Святую обитель именем иконы «Всех скорбящих Радосте», а образ, который находится в преднастенном изображении, — этот образ был свидетелем разорения и поругания этой Святой обители. Но православные люди всегда ощущали и сейчас ощущают надежду на полную победу жизни и радости в конце времен, когда придет Господь наш Иисус Христос. Будем уверены, что эта святыня нашей обители, она станет новым миром, она будет новым небом, она будет новой землей, где будет Господь Иисус Христос во всей Своей славе. Посещая эту Святую обитель, мы с вами общаемся с Богом и миром вечности! Мы общаемся друг с другом, и чем ближе к Богу, тем ближе мы в любви друг к другу, и чем больше мы с вами отдаляемся от Бога, тем больше мы отдаляемся друг от друга и становимся всё более развращенными. Путь житейский здесь, на земле, без Бога — это есть путь в никуда. А мы с вами призваны к вечной жизни, к вечной радости и в этом нас с вами руководит Пресвятая Дева Богородица.
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры, если нас посетят скорби, припадём мы с вами к иконе Богоматери, откроем Ей наше сердце, расскажем Ей о наших скорбях, и тогда каждый из нас почувствует, как Богоматерь утешает тех, которые Её почитают. «Так воззри же, милосердная Мати, на мои немощи, исцели мою душу, исцели мое тело»! — и любовь Божией Матери пошлёт нам с вами радость, и мы будем утешены в нашем сердце. А уходя от иконы Божией Матери, мы с вами и сами засвидетельствуем истину слов церковных, которые нам с вами повествуют, что Она, Божия Матерь, есть «Всех скорбящих Радость», и обидимых Заступница, и алчущих Питательница, странных Утешение, больных Исцеление, обуреваемых Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезл старости, Матерь Всевышнего!
А Богу Всевышнему, в Троице поклоняемому, — Отцу и Сыну и Святому Духу и Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии подобает всякая слава, честь и поклонение, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)