Обучение воспитанников Алчевской духовной лечебницы в мультстудии носит творчески-развивающий характер. Сегодня пойдет речь об индивидуальных занятиях с Аней Волошиной, Таней Пригариной и Иваном Марченко.
В описываемом занятии песочной анимации мы постарались активизировать процесс самопознания наших особых ребят, способствовать формированию у них позитивного образа «Я», развивая при этом навыки диалогического общения и творчества.
В одном из предлагаемых заданий нужно было написать своё имя песком и украсить его любыми узорами. Узоры ребят показали, как они себя воспринимают. Танечка Пригарина очень душевно изображала цветы, листву и узоры, наслаждаясь рисованием, она погружалась в себя и песочное творчество. У Ани Волошиной был фейерверк позитивных эмоций, было так же много разных цветов и животных, а в конце рисования добавилась фамилия. У Марченко Ивана рисование напоминало его самого, всё было скромно и непринужденно, пару цветов и отпечатков пальцев, ничего лишнего. Все рисунки прекрасны по-своему, так же как и сами ребята и их имена.
Каждый человек неповторим и уникален, эту истину мы и пытались прочувствовать на занятии. А ещё, мы внимательно рассматривали рисунки друг друга: они чем-то похожи, и нас связывает между собой сама жизнь и образ Божий, дарованный каждому из нас. Мы живем среди других людей. Мнение другого человека добавляет что-то в наше знание и о других и о себе. Иногда наше представление о себе совпадает с мнением окружающих, иногда нет, и это нормально.
Ваня в начале занятия был очень замкнутым, не проявлял никаких эмоций, но то, что он нарисовал после, поразило всех. Это был отличный результат. С Ваней мы рисовали «Гриб» и потом этот гриб мы волшебным образом превращали в домик для насекомых. Ваня рисовал воодушевлённо и красиво, как будто действительно занимался строительством дома для маленьких друзей. Его глаза сияли, фантазия рождалась мгновенно. Результат понравился и самому Ивану, придавая уверенность в своих силах.
Татьяна в этот день рисовала сказочную ласточку, кстати, она у неё получилась благодаря песочной кляксе. Вырисовывая птицу из кляксы, Танюша затем дорисовала пёрышки и глазик, а после, вокруг Таниной ласточки, образовался целый мир красивых цветов, деревья и облака. Работа порадовала и саму художницу и всех, кто видел эту чудесную композицию.
Анна на этом занятии решила рисовать Кота. Повторяя движение учительской руки, она затем сама рисовала отлично, с озорством и радостью. Завершила свой песочный рисунок облаками, бабочкой и большим цветком. Анечка добрый, общительный и жизнерадостный человек, в работе с песком старается быть аккуратной и предельно точной.
В продолжение всего занятия, мы с ребятами развивали позитивное самовосприятие, коммуникативные навыки, творческое самовыражение при помощи рисования, обучались элементам релаксации и визуализации. Результат занятия удовлетворительный.
Ещё раз уточним, что программа песочной анимации ориентирована на принцип интеграции образовательных областей и предполагает:
- «Художественно-эстетическое развитие» — развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности.
- «Социально-коммуникативное развитие» — направлено на развитие и взаимодействие со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие эмоциональной отзывчивости.
- «Познавательное развитие» – предполагает развитие интересов наших воспитанников, любознательности и познавательной мотивации, расширение кругозора в части искусства песочной анимации.
- «Речевое развитие» — как средство общения между людьми в ходе сопровождения рассказом своей деятельности, описания своей творческой работы.
- «Физическое развитие» – развитие координации движений, мелкой моторики рук и фалангов пальцев. Активизация волевой сферы. Формирование правильной осанки.
И главное, песочная терапия, как и иные коррекционно-терапевтические занятия в Алчевской духовной лечебнице – это уже неотъемлемая часть особого мира друзей, где каждый из них – личность, которую здесь любят и ждут!
Екатерина Заикина, педагог АДЛ