Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

Психологический практикум в Алчевской лечебнице

Потап* посещал лечебницу с ноября 2015 года по  март 2016 года.

Родные обратились в Алчевскую духовную лечебницу по настоянию директора школы, в которую был принят ребенок. По мнению родных, проблемы у ребенка имеются только с поведением. В мед.учреждении  ребенок обследование не проходил. Официального диагноза нет.

При наблюдении за ребенком выявлены аутичные признаки:

-недостаточность коммуникативного использования речи;

-недостаточность зрительного контакта; взгляд обращен в пустоту, фиксация на       лицах мимолетная.

-поведение определяет импульсивность (первые занятия забегал в кабинет и бегал по кругу, бессмысленно хватая по пути предметы).

-внимание неустойчиво.

Результаты диагностики:

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Испытывает большие трудности при вырезании картинки. С трудом и без желания пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. С удовольствием собирает пазлы, любит конструктор «Лего».  С трудом воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры при помощи взрослого.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Не использует в речи синонимы, антонимы. Умеет писать печатные буквы алфавита. Не определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, не определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Не определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов. Не рассказывает стихотворения, не пересказывает небольшие рассказы. Ответы на задаваемые вопросы односложные. В диалог не вступает. Может назвать и показать практически все окружающие его предметы, но связи между ними не видит.  Мелодика речи нарушена, громкость голоса постоянно меняется.

 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов.   Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. С помощью взрослого умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Не выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.  Знает названия геометрических фигур.

Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Но не дает им описание.

Память:  хорошая механическая память;

Внимание очень неустойчивое. Не может сосредоточиться на выполнении одного задания больше минуты.

Мышление:  умеет классифицировать предметы, но не называет сходства и различия между предметами и явлениями. Знает названия цветов.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:

Имеет некоторое представления о природе — о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы.   Ребенок   ознакомлен с некоторыми профессиями людей; видами спорта.

Внутренняя позиция школьника не сформирована. Нет субординации со взрослыми. Личностная и интеллектуальная готовность к школе на низком уровне.

Произвольность поведения не сформирована.

Коррекционная работа в таком возрасте уже осложнена необходимостью преодоления существующего жизненного опыта ребенка, закрепленных неадекватных моделей поведения и стереотипов. Много времени проводит в интернете.

Ребенку показаны индивидуальные занятия.

Цели занятий:

Основная цель:   — преодоление негативизма при общении и установлении контакта у аутичного ребенка;

-развитие познавательных навыков;

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми, т.е. развитие социальных навыков;

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

-обучение его простым навыкам контакта;

-обучение ребенка более сложным формам поведения;

-развитие внимания;

-развитие памяти, мышления.

Результативность занятий:

На первых занятиях ставилась цель – установление контакта с ребенком, приучение его к новому месту и незнакомому взрослому-психологу. Установление атмосферы доверия и безопасности.

Контакт устанавливался через сенсорные игры. В момент получения сенсорных ощущений ребенок  испытывал удовольствие, которое  проявлялось в поведении  и целеустремленности  (при попытке переключить внимание на что-либо другое, он   настаивал на продолжении этого понравившегося занятия, если попытаться запретить — то бурно выражал протест).

Были проведены коррекционно-развивающие занятия: с красками, пластилином, со звуками. Наиболее положительную реакцию вызвали игры с пластилином. Ребенок с удовольствием лепил героев любимых им мультфильмов, при этом вступая в контакт.

В коррекционной работе были применены следующие  методики арт-терапии: песочная терапия, игровая терапия, арт-терапия, музыкотерапия (классика для детей, звуки природы) — используется как фон, игры с конструктором, развитие тактильных ощущений (занятие для пальчиков на специальном тренажере, пальчиковая гимнастика, поглаживания и т.д.)  Занятия проходят  в специально оборудованной игровой комнате, индивидуально. Игрушки подобраны специально для терапии: кукольные домики, различные куклы, машинки,  стол для игры с   песком, игрушечные животные, конструкторы и т.д.

Очень хотелось бы отметить пользу песочной терапии. Песочная терапия представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. Песочная терапия помогает найти выход из разных ситуаций, поскольку это игра с символами.  Песочная терапия помогает  ребенку страдающему аутизмом рассказать окружающим о своих страхах и мыслях.

На первых занятиях с песком, Потап молча, пересыпал песок, трогал руками, постепенно начали появляться игрушки: стаканчик, лопатка, домик, потом машины. Во время занятий с песком психолог  рассказывал  ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло песка. Когда я шевелю пальцами, я чувствую маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Были предложены следующие задания для ребенка:

  • пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
  • оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней,
  • создать узоры и рисунки- солнышко, бабочка, буква А или целое слово…;
  • «пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
  • просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка;
  • разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы
  • Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам
  • Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
  • Выложить фишками геометрическую фигуру.
  • Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

Упражнения, направленны  на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Они стабилизируют эмоциональное состояние детей.  Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт   самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Итог:

Потап, заходя в кабинет начал здороваться, обращается к педагогу по имени  отчеству. Поведение стало более произвольным. Перестал бегать по кабинету, выполняет инструкции. На занятия приходит с выполненными домашними заданиями. Собирает пазлы. Запомнил в школе несколько имен детей — одноклассников, называет их. Помнит и говорит, если кто-то из детей чем-то угостил, что-то дал. Начал обращаться с простыми вопросами (что это?). При занятиях лепкой, играми в песке может достаточно долго сосредоточить внимание на том, что делает.  В первой половине занятия, с неохотой, но выполняет задания  психолога, а вторая половина   занята деятельностью, которую предпочитает ребенок, так как очень важно то, в каком настроении и состоянии он выходит после занятий.

Коррекция осложняется тем, что ребенка нерегулярно родители приводят на занятия, в связи с личными семейными проблемами.

После пропуска занятий   бывает сложно вызвать даже пассивное непроизвольное внимание: это удается сделать, применяя лишь сильные, действующие продолжительное время раздражители – яркий звучащий предмет, громкий звук. Иногда внимание ребенка может привлечь ненадолго самый незначительный раздражитель: стук, шорох, свет.

Рекомендации: требуется дальнейшая коррекция социальных навыков поведения, развитие коммуникативных навыков, развитие внимания, памяти, восприятия, мышления. Работа осложняется социально-трудной ситуацией в семье (ребенок в основном находится на воспитании у бабушки с дедушкой) и нежелание близких признавать наличие проблем и тем более брать на себя ответственность по их решению.

*Имя ребенка изменено в интересах конфиденциальности

Сидорова Инна, психолог Алчевской духовной лечебницы