О мнемотаблицах для детей. Опыт работы логопедов лечебницы

speech_therapist

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста в настоящее время очень редкое явление.Современные дети разучились рассказывать, рассуждать, красиво говорить. Чаще всего речь ребенка  бедная, словарный запас низкий.

Ребенок 21 века стал менее способен грамотно сформулировать вопрос и построить развернутый ответ. Поэтому главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи, и в этом также может быть значительная помощь логопеда.

Эту задачу выполняют и логопеды Алчевской духовной лечебницы, решая её через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Однако выполнять эти виды деятельности, оказывая помощь детям группы риска, и опираясь только на слуховую память, зачастую затруднительно и малоэффективно. Намного легче запомнить  и воспроизвести речевой материал, опираясь на зрительные символы. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным  ему пяти словам — он будет долго  и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов  с картинками, и он усвоит на лету».

У дошкольников наглядный материал усваивается лучше вербального. Примером использования наглядных образов является метод мнемотехники.

Лариса Смолякова, логопед АДЛ

Лариса Смолякова, логопед АДЛ

Использование мнемотаблиц на логопедических занятиях в Алчевской духовной лечебнице позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать ее в словесную, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Для младших дошкольников мнемотаблицы должны быть цветные, реалистичные. Для детей более старшего возраста  рекомендуются схематичные изображения.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу, по нашему опыту, желательно с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Сначала мнемокартинки используются при заучивании стихотворений.  Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого, ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе можно предложить ребенку  готовую план — схему, а по мере обучения ребенок может активно включиться в процесс создания своей схемы.

Этот  метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. В Алчевской духовной лечебнице, этот метод также задействован в помощь особым детям. Как уже было отмечено, у детей преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

После того как ребенок научился запоминать стихотворения  с помощью мнемокартинок, можно переходить к более сложному этапу – пересказу текстов.

Пересказу  принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, тогда свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Далее можно с помощью мнемотаблиц составлять описательные рассказы о предмете, временах  года.

Составление описательного рассказа наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно, важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. С помощью мнемотаблицы  этот процесс идет намного проще.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, стихов, правил.

Составление мнемотаблицы

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

  1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
  2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
  3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное в картинках и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, чтобы ребенок быстрее усвоил правила дорожного движения.

Можно составлять мнемотаблицы по звуковой культуре речи.

Работа с мнемотаблицами несложная, ее может выполнять каждый родитель со своим ребенком.  Если родитель не может или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком. На компьютере лучше не показывать, ребенок не будет воспринимать экран так же, как листок бумаги перед ним.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Требования предъявляемые к стихотворениям для малышей:

  1. Простота и четкость ритма.
  2. Краткость самого стихотворения и отдельных строк.
  3. Простота и ясность знакомых детям образов.

 В результате использования мнемотехники у детей:

— расширяется круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Приведём пример схематичного составления мнематаблицы и примерных вопросов по рассказу.

Рассказ «Дары леса»

Что может быть изображено и подсказки к вопросам:

  1. Елочки. (Лес.)
  2. Солнце, лист. (Когда созревают или вырастают дары леса?)
  3. Гриб, орех. (Назови дары леса.)
  4. Ежик. (Как животные используют дары леса?)
  5. Человек. (Как человек использует дары леса?)
  6. Рука. (Что можно приготовить из даров леса?)

ЛЕСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА

(Примерный рассказ по таблице)

На лесной опушке, на самом солнышке, в невысокой траве растут кустики лес­ной земляники. Ягоды созревают в середине лета, когда стоит солнечная, теплая, сухая погода. Эти ягоды очень любят ежи, ящерицы, белки.

Мы с бабушкой часто ходим за ягодами в лес, а потом бабушка варит из них вкусное и душистое земляничное варенье. Его замечательно есть зимой, потому что оно пахнет летом.

UBZ8d2CQmVk Mc97JzTaM9s L-4Zvmoghg0 HT9_tiPx9zc GOTxW54t3c0 1851rNYEzFc

Лариса Смолякова, логопед АДЛ

Мы в социальных сетях