Нейропсихологические занятия с детьми

IMG_20190304_154834

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья — одно из актуальных направлений психологического сопровождения  подопечных Алчевской духовной лечебницы. Организованная психологическая помощь включает в себя элементы нейропсихологических занятий. Приведём пример техник, которые чаще всего встречаются в наших коррекционных программах, и общие рекомендации по их выполнению. Все упражнения выполняются по 3 — 5 раз.

  1. Дыхательные упражнения. Они оптимизируют кровообращение, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Правильное дыхание — это глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих четырех этапов: 1-й   —   вдох: распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких ,2-й   —   пауза,3-й   —   выдох: приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить ребра, используя группу межреберных мышц; опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких, 4-й   —   пауза.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя не нагибаться вперед.

  1. Растяжки — система специальных упражнений на растягивание мышц, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах появляется ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Когда мы аккуратно помогаем ребенку делать растяжки, нужно быть очень внимательным и чувствовать ребёнка, даже можно вообразить, что растяжки делаются маленькому котенку; они должны проводиться в щадящем режиме, медленно и плавно.

Например, растяжка «Сова». Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи.

  1. Релаксация – это расслабление. Релаксационные упражнения направлены на  расслабление различных групп мышц, эту реакцию можно вызвать разными способами, но мы предлагаем  использовать метод мышечной релаксации и метод расслабления по представлению (игры – этюды).

Чтобы вернуться в состояние «здесь и сейчас», оживиться для дальнейшей работы  рекомендуется, выполнить последовательно несколько   упражнений. Это занимает около 30 секунд. Например: лёжа на спине, потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и носки ног от себя;  потереть ладонь о ладонь и подошву о подошву; подтянуть колени к груди и обхватить их руками (упражнение по типу «качалка», или перекатываясь, как «бревнышко»). Само по себе это одно из лучших упражнений для позвоночника и всей спины, но делать его нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.

  1. Глазодвигательные упражнения.

При выполнении упражнений голова всегда фиксирована. Слежение глазами идет за предметом, расположенным на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и, наконец около переносицы, последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки, схемы, зрительные метки и так далее. Вначале ребёнок следит за предметом, который перемещает взрослый, а затем передвигает предмет самостоятельно, держа сначала в правой руке, затем в левой, а потом обеими руками вместе.

  1. Упражнения для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела.

Необходимо, например, показать ребёнку на его собственном теле разницу между выполнением инструкции «опустить кисти» и «руки сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае).

Упражнение на занятии: Вам понадобятся полоски разной толщины и любая крупа – задача ребенка выложить полоску из риса, не роняя крупу за пределы бумаги, тремя пальцами одной руки, а затем другой.

  1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

Например, такие популярные упражнения, как: «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка». Также учим ребёнка самомассажу ушных раковин, перекрестной ходьбе, рисованию горизонтальной восьмерки, зеркальному рисовании и т.п. При развитии этих навыков развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.

Отметим, что занятие психолога с детьми разноплановое и кроме нейропсихологических упражнений обязательно включает в себя духовно-нравственные аспекты в элементах игротерапии или арттерапии, применяемых  на занятии. Наши рекомендации родителям для домашней сказкотерапии также основаны на примерах добра, умиротворения, благочестия, познания и принятия себя и окружающего мира.

 «…Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно запечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние (свт. Василий Великий, 9, 112).

IMG-f3554df6708123d754ece51846af7a67-V IMG-071dd6e8ebdcb00bde65409914001708-V IMG-aae98d89c2fe4997bbd4a1a5ad7a329e-V IMG-d8c7620e744e00517e26e23f8ed76612-V

Марина Покутняя, психолог АДЛ

Мы в социальных сетях