Нейропсихологические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми

IMG_20200922_151053

Достаточно частой причиной обращения к психологам Алчевской духовной лечебницы в последнее время стала проблема  школьной неуспеваемости, трудности в усвоении детьми программного материала  и, как результат, полная потеря интереса к учебной деятельности.

Одним из показателей развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма, чтения и математики по программе начальной школы.

Недостаток развития пространственных представлений вызывает такие проблемы, как трудности в  пересказе текста и проблемы с чтением, нарушение счета и сложности с вычислительными операциями, нарушение письма и многое другое. Данные нарушения могут более ярко проявляться в одной из сфер и слабее – в другой.

Ребенку с недостаточно сформированными пространственными представлениями сложно усваивать такие понятия, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «позади», «впереди», «сбоку», «между». Ему нелегко ориентироваться на листе бумаги, различать верхнюю и нижнюю, левую и правую, верхнюю левую, верхнюю правую, нижнюю левую и нижнюю правую части листа. Такому школьнику невероятно трудно самостоятельно отступить две клеточки слева, пропустить две строчки между классной и домашней работой. Он может начать писать справа налево, с середины строки и т.д..

Данную проблему можно отследить уже в дошкольном возрасте, когда ребенок с трудом воспринимает и запоминает части своего тела, не может рассказать и показать, где у него правая рука, а где левая, не называет и не показывает такие части тела, как туловище, локоть, плечи, шея и т.д. В речи такого ребенка часто отсутствуют предлоги, например, «едет автобусе» вместо «едет в автобусе». У него могут быть трудности в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации), конструировании, сооружении построек из кубиков,  составлении из частей целого (разрезные картинки).

Развитие пространственной ориентации в окружающем мире и представлений о пространстве у ребенка начинается с познания схемы собственного тела и ориентировки в пространстве собственного тела, с различения верхней и нижней, задней и передней его частей, левой и правой его сторон.

Первоначально дети различают направления, соотнося их с определенными частями своего тела: вверху — голова, внизу — ноги, спереди – грудь, сзади – спина, право – правая рука, лево – левая рука.

В работе с вышеизложенной  проблемой психологи Алчевской духовной лечебницы используют программы по психомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей. В  детстве, психомоторное и когнитивное развитие неразделимы, причем двигательное развитие становится основой не только для умственного, но и для эмоционального, и социального развития ребенка.

Поэтому, все активнее мы используем в коррекционной работе методы двигательной нейрокоррекции (растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для лицевой группы мышц,  развития мелкой моторики рук, телесные упражнения и упражнения на релаксацию. Это стимулирует развитие нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга.

Психологи лечебницы применяют в данном контексте нейропсихологическую игру для сенсомоторного развития «Попробуй повтори!» (авт. Мухаматулина Е., Михеева Н.), простую, удобную в использовании. В ней участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Движения не требуют особых физических способностей, но они непривычны, не похожи на те, что люди осуществляют в быту каждый день. Трудная,  и при этом посильная задача поднимает настроение, рождает поисковую активность, которая, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга и активизирует работу полушарий. Кроме всего прочего игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию.

Эту игру мы используем как разминку в начале коррекционного занятия или в ходе занятия в виде  динамической  паузы.

Подобные игры, упражнения сейчас должны стать неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса, ведь психическое развитие детей происходит в процессе их разнообразной двигательной активности. Чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о нормальном психическом развитии и сформированной способности к обучению. Психологам, работающим с детьми, следует руководствоваться словами  Сухомлинского В.А.: «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

IMG_20200922_151223 IMG_20200922_151231 IMG_20200922_155323 IMG_20200922_155345 IMG_20200922_155418 IMG_20200922_170327 IMG_20200922_170400 IMG_20200922_170454

Психолог АДЛ,  Голубенко Жанна

Мы в социальных сетях