Нейробиология травмы

Нейробиология травмы

Травмированного ребенка легче понять, если разобраться, что происходит у него в мозге. Благодаря последним исследованиям в области нейробиологии, мы можем изучить процессы, которые возникают в результате травмы и стресса. Для начала рассмотрим упрощенную структуру мозга.

Структура мозгаСтруктура мозга

Мозговой ствол является основной составляющей головного мозга, управляющей базовыми функциями организма. Он поддерживает все необходимые жизненные процессы: дыхание, температуру, пульс и давление. Его также называют рептильным, так как он присутствует у всех живых существ. Эта часть мозга включает безусловные рефлексы: например, мы убираем руку, когда прикасаемся к чему-то горячему.

В мозговом стволе записаны автоматические реакции поведения человека в опасных ситуациях — «борьба или побег».

В центре человеческого мозга находится лимбическая система, которая отвечает за наши эмоции. Эта часть размещена выше мозгового ствола. В лимбической системе находятся миндалевидное тело и гиппокамп. Функции гиппокампа можно сравнить с работой библиотекаря, который принимает решение в сфере каталогизации книг.

Строение мозга

Строение мозга

Как библиотекарь распределяет, на какой полке будет находиться конкретная книга, так гиппокамп руководит тем, где в мозге будет записана определенная информация.

Решение о том, куда поступают данные из окружения (через визуальный, тактильный или слуховой каналы), насколько они важны для нашего сознания, принимает таламус. Таламус — это своего рода фильтр. Если ситуация, в которой находится человек, кажется организму важной, она передается к мозговой коре и становится осознанной. Поэтому таламус иногда называют «воротами к сознанию». Если же ситуация, в которую попадает человек, кажется опасной, тогда таламус передает информацию непосредственно к миндалевидному телу.

Миндалевидное тело, или миндалина, формирует и регулирует эмоции. Это область, где возникает страх, поэтому его также называют центром тревоги, или «кнопкой паники».

В случае опасности миндалевидное тело высылает импульс к мозговому стволу, который сразу же приступает к реализации защитных действий — побега или борьбы.

Кора головного мозга — это внешняя часть мозга, которая отвечает за понимание, рациональное мышление, анализ информации и принятие решений. В коре записываются информация и впечатления, а также формируется память. Ее можно сравнить с дирижером оркестра, который координирует действия музыкантов.

В коре происходят все осознанные процессы действий нашего организма.

Человеческий мозг постоянно изменяется. Когда мы усваиваем новую информацию, получаем новый опыт, приобретаем новые навыки и вырабатываем стратегии решения проблем, в мозге растет количество и меняются свойства синапсов — соединений мозговых клеток.

В мозге ребенка, как и взрослого, насчитывается практически одинаковое количество нейронов — около 100 миллиардов. Но возможности мозга определяются не количеством клеток, а количеством соединений между ними. 1 нейрон может быть соединен через 10.000 синапсов с другими нейронами, а общее количество синапсов в мозге взрослого человека превышает 1 триллион.

С нейробиологической точки зрения каждый смысловой опыт (информация) преобразуется в мозге в электрический импульс. Мозговые клетки могут создавать, перерабатывать, высылать и принимать эти импульсы. Они переходят в другие нейроны через синапсы, благодаря выработке биохимической субстанции — нейротрансмиттеров.

Если импульсов поступает много, нейронные связи образуются в большем количестве, они становятся более разнообразными. Информация передается быстрее и эффективнее. Если импульсов мало или они отсутствуют, межнейронные связи упрощаются, количество их уменьшается.

Отсюда можно сделать вывод, что повторение одной и той же информации или опыта укрепляет их, а отсутствие повтора вызывает забывание. Чтобы стимулировать развитие мозга, нужно постоянно обогащать опыт, давать новую информацию и повторять ее. Эффективным способом построения новых нейронных связей является также наблюдение и повтор того, что делают другие. Так дети учатся ходить или разговаривать.

Образно говоря, процесс познания можно сравнить с прокладыванием новой дороги в джунглях. Чем чаще по этой тропе будут ходить люди, тем более широкой и беспрепятственной она станет, и по ней можно будет двигаться быстрее.

Понимание процесса познания ставит перед нами четкую задачу в работе над исцелением травмы: накопить большое количество корригирующего положительного опыта при одновременном отсутствии травматических факторов.

Пластичность мозга, то есть постоянный процесс построения, укрепления или ослабления нейронных связей, дает нам надежду на замену записанных в детской памяти травматических воспоминаний новым, положительным опытом.

М. Внук, У. Долыняк «Педагогика травмы»

Дорогие друзья, наши проекты существуют исключительно благодаря вашей поддержке

Мы в социальных сетях