Музыкальная пластика и ритмика в работе психолога

DSC_3291

Различные виды интересной игры, а тем более игры музыкальной, дарят детям мгновения чудесного самовыражения, развивают творчество, формируют позитивный образ «Я». Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что сочиняет сам музыкальный ритм! Психологи Алчевской духовной лечебницы часто пользуются такими видами деятельности, в основе которых лежит музыка. С давних пор музыка используется как лечебный фактор.

Музыкально ритмические и пластические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе занятий активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций. Эти занятия также совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка, развивают у наших воспитанников нравственно-эстетические качества. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, наши дети овладевают распределением движений во времени.

Ритмически протекающие функции организма легче запоминаются, поскольку ритмичность — организованность во времени.

На занятиях у психолога Алчевской духовной лечебницы Жанны Голубенко, мы можем наблюдать механизм психологического функционального единства: например, ребенок не просто выполняет ритмические махи, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке. Это игровое упражнение включает в работу детскую фантазию, улучшает ритмичность движения. В этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения – умением сопереживать.

Приведём ещё несколько игровых примеров, популярных в работе психологов.

  1. «Повтори за мной»: психолог предлагает ребенку прохлопать тот ритм, который он ему простучит карандашом.
  2. «Поговорим о доброте»:  играем в игру «Угадай настроение по рисунку». Показываем разные рисунки с эмоциями, обсуждаем их, затем показываем изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.

Вопросы детям:

  • Какое настроение у мальчика?
  • Похож ли он на рассерженного?
  • А как вы догадались, что он сердит?
  • Какое настроение у девочки?
  • Почему у девочки хорошее настроение?
  • А как вы определили, что у девочки веселое настроение?
  • А как чувствуете себя вы?
  1. «Найди нужное фото»: (инструкция) читаем два стихотворения, которые детям хорошо знакомы:

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(А Барто)

 

У нас есть фотографии трех девочек. Предлагаем ребёнку разобраться, которая из девочек на фото бросила Зайку, которая оторвала лапу Мишке, а которая очень жалеет Мишку и Зайку. Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками. Предлагаем детям подумать о том, как бы они выручили из беды Зайку и Мишку.

  1. «Выпусти птенца». Представьте себе, что у Вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что Ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к Вам.

В конце занятий детям предлагается послушать спокойную, красивую музыку и «нарисовать» ее.

DSC_3284 DSC_3280 DSC_3281 DSC_3323

Елизавета Дьяченко

Дорогие друзья, наши проекты существуют исключительно благодаря вашей поддержке

Мы в социальных сетях