Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

Детские страхи и опыт помощи детям с ПТСР

Детские страхи. Любой ребенок чего-то боится, в процессе познания мира.

Но одно дело – страх познавательный, когда он пережит и всё опять стало на свои места. И другое – страх, который мешает дальнейшему социальному формированию.

Очень часто в  Алчевскую  духовную лечебницу за психологической помощью обращаются родители с жалобами на навязчивые страхи у детей, тики,  грызение ногтей рук или даже и ног, ночной энурез,  самоповреждения, сноговорение, снохождение, рисование только чёрными красками страшных картин.  Наличие таких симптомов может   сигнализировать о  серьезных проблемах.

Причины страхов у детей могут быть очень разнообразны, мы не будем рассматривать все. Сегодня рассмотрим ситуацию, приводящую к возникновению страхов, связанных с пережитым травмирующим событием. Страхи, которые  могут появиться у ребёнка от какого-то пережитого эмоционального потрясения, толчка.

Пример из практики – помощь детям группы риска. В духовную лечебницу обратилась мама 9-ти летнего мальчика Сергея (имя изменено), с жалобами на замкнутость ребёнка, ночные кошмары, нежелание учиться, потерю интереса к общению со сверстниками.

На первой консультации, при беседе психолога с мамой выяснилось, что четыре года назад, в результате военных действий,  семья   пережила травмирующее событие (обстрел), ранение близкого человека, частичное разрушение  дома.  В результате этих событий последовал переезд семьи в новое место и разлука с близкими людьми. Всё вышеперечисленное явилось мощнейшей нагрузкой на неокрепшую психику ребенка. Ребёнок пережил очень сильный страх — страх небезопасности, было подорвано базовое доверие  к миру и ко взрослым в целом. Родители не сразу забеспокоились изменениями в поведении ребёнка. Считали, что постепенно всё нормализуется и страхи пройдут сами собой. Но в данной семье, присутствовала постоянная эмоциональная напряженность. Ситуация усугублялась ещё тем, что отец ребёнка стал участником боевых действий.

Страх, чувство беспомощности обычно испытывают дети после травмы. Когда человек испытывает страх, его организм переживает сильные нагрузки. Он привыкает к постоянному стрессу и расслабиться уже не может. У мальчика появились такие тревожные симптомы, как ночные страхи, кошмарные сновидения, страх за жизнь и здоровье близких, боязнь разлуки с ними.

С Сергеем было проведено тестирование с помощью проективных рисуночных методик: «Автопортрет», «Человек», «Рисунок семьи», «Я в школе», «Сон который я бы хотел увидеть» и «Сон который я не хотел увидеть» (двухчасовая методика В.В.Брофман), «Самый мой страшный сон», «Три желания» (в описании В.В.Брофман)

В результате диагностики было выявлено наличие таких фобий: повторение страшного события, страх громких звуков, потери близких. Ребёнок испытывает сильную тревогу о тех членах семьи, которые остались в зоне боевых действий.

В результате утраты привычного социального окружения сложно происходила адаптация в новых коллективах (детском саду, потом в школе), возникли сложные взаимоотношения со сверстниками и как результат — потеря интереса к школе.

В результате острого нарушения эмоциональной регуляции  у мальчика возникли проблемы с вниманием и концентрацией, трудности с тем, чтобы уживаться с самим собой и окружающими. Настроение и чувства   молниеносно переключались из одной крайности в другую – вспышки ярости сменялись апатией и отстраненностью.

Пережитые травматические события усугубились увлечением мальчика компьютерными играми с элементами насилия, такие как   «Counter-Strike»,  «Дота-2»,  «Танки». Это игры от первого лица, проходящие под девизом: «Убей их всех».

Именно эти кошмарные погони, страшные убийства, и кровавые сцены из этих  игр, по словам мальчика потом снятся ему по ночам, мучая, пугая, убивая его самого и близких. И нарастающая тревога после ночных кошмаров заставляет его всего бояться и днём.

В таком тревожном состоянии, постоянном ожидании опасности и нападений, которые  чудятся и днем, ребёнок не мог ни о чем думать, кроме этих кошмаров.

На первых занятиях ребёнок рисовал свои страхи, сны, где много крови, убитых, отрезанных голов, пустых глазниц, могил.… И, все это очень пугающе рисуется на белом фоне чёрным цветом. Когда мальчик рассказывал сюжет нарисованного, финал был один – он видел себя погибающим.

Естественно ему было не до учебы, домашних заданий, каких-то других развлечений и занятий, по словам мальчика, ему всё время казалось, что эти страшные герои могут внезапно появиться в любом месте. Он боялся оставаться один дома, пугаясь каждого звука.  Спасаясь от страхов, переживаемых в реальности, ребёнок жил в своём виртуальном мире, не менее опасном.

Для работы с мальчиком была составлена индивидуальная психокоррекционная программа, с учётом особенностей восприятия мира, родительских установок, семейных сценариев. В первую очередь необходимо было преодолеть все навязчивые страхи.

Для выплеска эмоций на долговременный процесс преодоления ПТСР и восстановления общей активности, были использованы методы арт-терапии: рисование карандашами и красками,  беспредметная живописная композиция, аппликация и коллаж, лепка.

Научившись невербально коммуницировать с собой и с окружением, выносить эмоцию (переживания) на лист бумаги, и занимать по отношению к ней активную позицию, ребёнок стал чувствовать себя лучше, пошёл медленный процесс реабилитации.

В работе с мальчиком использовались этюды на выражение страха, этюды на выражение гнева, этюды на выражение вины («Психогимнастика» Чистяковой), что уравновешивало эмоциональное состояние ребёнка.

Метод символ драмы: мотив «Цветок», «Луг», «Три дерева», ресурсная методика «Безопасное место», использовались с целью обеспечения наиболее полного и глубокого самораскрытия личности ребёнка.

В результате использования сказочных историй по Проппу, «незавершенные, временно остановленные» действия получили свою идентификацию и свое место для «развертывания и завершения» (в форме рассказа и фантазийного представления).

Обязательным этапом  в работе  с ребёнком было использование методов  релаксации, для   снятия  напряжения и скованности. Для этих целей на занятиях эффективно применялись компаны, поющая чаша, прибор «Акустический релакс» со звуками природы.

Техники рилив-терапии московского психолога Е. Полякова,   позволили перепрожить предшествующий травматический опыт, трансформировать его, найти ресурсы и способы изменения проблемного поведения мальчика. Это такие упражнения, как «Случайный попутчик», «Я вижу. Я здесь. Я слышу»,  «Дай мне эту руку», «Разозлись на…».

Была проведена долгая психотерапевтическая работа с мальчиком. В результате у ребёнка появился интерес к жизни.  Мальчик начал  свободно говорить о том, что произошло, выражать свои чувства и мысли, начал давать волю спонтанным, противоречивым, реакциям и переживаниям.   Появилась вера в себя, повысилась самооценка. Восстановился сон, ребёнка перестали мучать кошмары. Повысилась активность, снизилось проявление агрессии. Мальчик захотел съездить в цирк с родителями, вернулся интерес к общению со сверстниками, появился товарищ.  Время проведения за компьютером ограничилось 1,5-2 часа в день.

Конечно же, проведение терапии невозможно без участия семьи. Семья играет важную роль в жизни ребёнка и является базовой терапевтической системой при детском ПТСР.  Высокая степень эмоциональной привязанности внутри семьи выступает важным дополнением к терапевтической составляющей периода переживания. Вот некоторые рекомендации, которые были даны родителям в процессе работы с мальчиком:

  1. В первую очередь успокоиться самим, заметить свои эмоциональные реакции на ситуацию. Обеспечить ребенку необходимые условия для эмоциональной и психической реабилитации.
  2. Относиться к ребёнку с повышенной чуткостью. Это позволяет ему выражать свои мысли, открыть своё сердце и чувствовать защищённость.
  3. Уделять ребёнку столько времени, сколько ребёнку требуется.
  4. Не настаивать на беседе, если ребёнок не хочет.
  5. Не сообщать ребёнку необоснованную и ложную информацию.
  6. Напоминать ребёнку, что в данный момент ситуация стабильная, показывать, что рядом с ним всегда есть заботливые взрослые.
  7. Чаще обнимать ребенка. Позитивное тактильное взаимодействие способствуют снятию напряжения.
  8. Не реагировать агрессивно на непослушание и глупые выходки ребенка.
  9. Если ребенку снятся кошмары, то его нужно выслушать и успокоить.
  10. Не допускать завышенных требований к ребенку.
  11. Также не требовать от него быть прежним, поскольку травматическая ситуация уже повлияла на ребенка.
  12. Ограничить доступ ребенка к средствам массовой информации и компьютерным играм.
  13. Стараться организовать досуг ребенка: играть с ним в настольные игры, смотреть хорошие фотографии, фильмы. Слушать хорошую музыку, вместе гулять, посещать театр, цирк, парки, читать ребенку книги, в которых описываются сюжеты преодоления страха героями, где добро побеждает зло.

И самое важное сохранять собственное душевное равновесие. Не забывать, что общение с друзьями и семьей очень важно для ребенка.

IMG_20201112_120520 IMG-c155d736fb62bb3c2c67271b31d22456-V

Инна Сидорова, психолог АДЛ