Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

Арт-терапия в социальной адаптации и реадаптации

В настоящее время имеется большой опыт использования арт-терапии для помощи детям группы риска, и очень часто для социальной адаптации и реадаптации детей и подростков. В Алчевской духовной лечебнице ведется регулярная индивидуальная работа с подростками  с заниженной самооценкой, непринятием себя, своего образа, трудностями выстраивания взаимоотношений.

Арт-терапевтические упражнения — это идеальный способ исследования образа тела  для подростков, чтобы помочь  осознанию и принятию себя в своём богоданном теле.

Приведём пример упражнения из отдельно взятой коррекционной программы.

Упражнение: «Карта моего тела»

— всегда интересно воспринимается и актуализирует отношения подростков с аспектами собственной значимости. Большинство ребят  сосредотачиваются на отдельных чертах или частях своего тела, которые им не нравятся. Это упражнение дает возможность исследовать фрагментарное или негативное восприятие самого себя и начать движение к цельному образу «Я» личности подростка.

Алгоритм работы:

Первое задание:

«Закрой глаза, сядь удобнее и обратись к своему телу. Почувствуй ту часть тела, которая тебе нравится. Затем ту часть тела, которая тебе меньше нравится или больше напряжена. Представь те части тела, на которых ты сосредотачивался — в виде частей разного цвета, размера и форм. Изобрази это в виде рисунков.

Вариант 1 — просим подростка быть как  можно ближе к реальности.

Подросток или ребенок раскрашивают свои контуры красками или карандашами. По окончании рисования, рисунки  являются основой для обсуждения,  с применением различных вопросов, например: «Есть ли явно преувеличенные области? Пропущенные зоны тела? О чем говорит цвет? Какие возникают чувства по отношению к рисунку? Когда ещё возникали подобные чувства? Кто ещё с такими чувствами относился к тебе? Когда впервые ты так почувствовал? А когда было по-другому? Можно ли себя воспринимать и нарисовать по-другому?»

Вариант 2 — вместо того, чтобы раскрашивать контуры «близко к реальности», можно раскрасить «эмоционально».

Просим подростка раскрасить контуры тела в зонах, которые: нравятся — не нравятся, напряжены, где живет страх, уверенность и так далее. В беседе  с ребятами используем упражнение «голос образа», для озвучивания  эмоций  и преодоления закрепощенности.

Пример, работа с подростком 17 лет. У Михаила постоянные трудности с реализацией своих желаний и  целей. Иногда наши желания не реализуются совсем или реализуются, но не в том виде, как мы этого хотели. В этом упражнении предлагаем поисследовать образ желания, оценить разность и сходство того, к чему Михаил стремится и что у него получается.

Просим  с помощью карандашей заполнить карту своего тела, которая будет отражать эмоциональное состояние Михаила при достижении желательного результата и рассказать о ней.

Сжатая выдержка из диалога:

Психолог: О каком внутреннем ресурсе говорит получившийся образ? Какие чувства Вы испытываете, глядя на эту цветовую карту?  Чем Вам особенно нравится этот фон/цвет?

Михаил: Я чувствую себя победителем, тут не просто восторг, это жизнь, мое желание реализовалось, ну Вы понимаете…..  я хочу еще больше работать, эта моя раскраска говорит мне о том, что я могу, что есть силы.

Далее просим выбрать силуэт человека, который по мнению Михаила, добился того же результата и испытывает те же чувства/эмоции, как он сам испытывал бы при достижении поставленной цели.  Какая область тела особенно это выражает?

Михаил: Руки распахнуты и подняты вверх, человек как будто всем показывает свои достижения, осанка прямая, он горд (сам Михаил сильно сутулится, руки немного провисли под тяжестью тела). Михаил так же обратил внимание, что ему самому тяжело поднять руки, они как свинцовые, висят и все, и ощущение тяжести появилось не очень давно, спина и руки начали напоминать о себе болевыми ощущениями.

Психолог: Предположите, что получил наш герой (фигура) при достижении результата? Как изменилась его жизнь?

Михаил: Он получил  новые возможности,  он перестал нервничать и дёргаться  из-за страха неудач. Думаю, что получив все сполна, конечно он теперь счастлив, теперь он может иметь все то, о чем мечтаю я сам. … Я тоже так хочу.

Дальнейшая психологическая помощь Михаилу проходила также в границах арт-терапии, в результате которой была снижена ситуативная и личностная тревожность, достигнуто примирение с собой и с родителями, произошли улучшения на психосоматическом уровне в дыхании и движениях. Михаил начал понемногу заниматься спортом и больше времени стал уделять своему хобби, улучшились отношения со сверстниками.

У каждого человека есть свой внутренний ресурс, свои герои, на которых он равняется и значимые люди, свой опыт переживания страданий, и встреча с собой подлинным, в глубинах своей неизведанной души!  Мы стараемся минимизировать профессиональное присутствие в каждом случае терапии, всего лишь направляя мысль, поддерживая взглядом, откликаясь сердцем, соучаствуя в доверительном диалоге настолько, чтобы этот диалог стал духовным диалогом, о чём в своих работах писала наша замечательная психолог и соотечественница Тамара Флоренская. Во всём этом нам помогают разные направления арт-терапии, и всегдашний девиз Алчевской духовной лечебницы: «Жизнь жительствует любовью!»

6cdD3YbiQ2c vk13C1AdqRs

Марина Покутняя, психолог АДЛ